.

Чудесные сосуды: подробная характеристика


Чудесные сосуды: подробная характеристика

В прошлый раз мы в общих чертах разобрались с основной функцией чудесных сосудов и пришли к закономерному выводу: "чудесные" или "необычные" сосуды отличаются от "обычных" не тем, что работают эпизодически, включаясь в момент возникновения серьезной патологии, а выполняют на постоянной основе распределительную функцию, являясь по сути динамическими резервуарами энергии.

Циркуляция энергии по организму имеет принцип стройной системы, обладающей хреновой тучей запасов прочности: основные каналы работают проводящими путями Ци, чудесные - ее регулировщиками. Все вместе это похоже на дорожное движение со светофорами, а на крайний случай и регулировщиками с полосатыми палками, машущими ими с целью побыстрее разгрести особо забитые пробками места. Все несогласные с подобной позицией сначала идут на страницу "Правила блога", а потом аргумментированно отписываются в камментах.

Теперь перейдем к подробной характеристике 8 чудесных сосудов, глядишь, поймем, откуда берется их регуляторные способности. Сегодня на повестке дня небольшой исторический экскурс, описание всех чудесных сосудов с переводами названий, основные их характеристики, а также триггерные механизмы воздействия.

Первые упоминания

Если говорить о канонических трудах, то, конечно же, первое упоминание 8 чудесных сосудов встречается впервые в "Каноне Желтого императора о внутреннем". Однако точное время создания этого шедевра неизвестно. Зато известно кое-что другое, вполне конкретное.

При раскопках Мавангдуи были найдены рукописи, датируемые 2 в. до н. э. К тому же периоду относится деятельность врача Шунь Ю И (216 - 150 г.г. до н. э.). Его (врача) биограф приводит ответы суду, касающиеся одного из учеников Шунь Ю И : "Я обучил его ходу основных каналов, циркуляции сосудов... и соответствующим им пульсам… и конечно я объяснил позицию акупунктурных точек". Из этого ответа однозначно следует, что теория чудесных сосудов была уже известна и применялась во врачебной практике как минимум за 2 века до Р.Х.

8 чудесных сосудов: основные характеристики

Прежде, чем начать, напоминаю, что "май" в названии канала означает собственно "сосуд".

1. Ду-май

Точка ключ: хоу-си (IG.3)
Связывающая точка: шэнь-май (V.62)
Противоболевая: фу-ян (V.59)

"Ду" в контексте названия сосуда имеет значение "военный губернатор".
Приблизительный перевод: "сосуд-губернатор/управляющий сосуд".
Функции: известен как "Море всех Ян-меридианов", управляет всеми Ян-каналами.
Траектория: проходит по задней срединной линии тела.
Пересекается с: каналом мочевого пузыря (V) и сосудом Жэнь-май.
Составляет пару с чудесным каналом Ян-цзяо-май.

2. Жэнь-май

Точка ключ: ле-цюе (Р.7)
Связывающая точка: чжао-хай (R.6)
Противоболевая: цзяо-синь (R.8)

"Жень" в контексте названия сосуда имеет значения "беременность", а так же "отвечать за…". Свое название получил за то, что регулирует переполнение или нехватку Ци и крови во всех Инь-каналах и отвечает за беременность, ибо начинается в матке.
Приблизительный перевод: "ответственный сосуд/сосуд беременности".
Функции: известен как "Море всех Инь-меридианов", управляет всеми Инь-каналами.
Траектория: проходит по передней срединной линии тела.
Пересекается с: каналом желудка (E) и сосудом Ду-май.
Составляет пару с чудесным каналом Инь-цзяо-май.

3. Чун-май

Точка ключ: гунь-сунь (RР.4)
Связывающая точка: нэй-гуань (MC.6)
Противоболевая: чжу-бинь (R.9)

"Чун" в контексте названия сосуда имеет значения "проход, проходить" или "стратегически важный перекресток путей сообщения". Свое название получил за то, что проходит по путям циркуляции Ци и крови двенадцати каналов, а также "проходит" с двух сторон от пупка.
Приблизительный перевод: "проходящий сосуд/сосуд стратегического значения".
Функции: известен как "Море двенадцати каналов", "Море пяти органов цзан и шести органов фу", "Море крови".
Траектория: проходит по животу параллельно передней срединной линии.
Пересекается с: каналом почек (R).
Составляет пару с чудесным каналом Инь-вэй-май.

4. Дай-май

Точка ключ: цзу-линь-ци (VB.41)
Связывающая точка: вай-гуань (TR.5)
Противоболевая: ян-цзяо (VB.35)

"Дай" в контексте названия сосуда имеет значение "пояс, кушак". Свое название получил за то, что опоясывает тело в районе талии.
Приблизительный перевод: "опоясывающий сосуд".
Функции: связывает воедино двенадцать каналов и восемь сосудов.
Траектория: опоясывает туловище в талии.
Пересекается с: каналом желчного пузыря (VB).
Составляет пару с чудесным каналом Ян-вэй-май.

5. Инь-вэй-май

Точка ключ: нэй-гуань (MC.6)
Связывающая точка: гунь-сунь (RР.4)
Противоболевая: чжу-бинь (R.9)

"Вэй" в контексте названия сосуда имеет значение "связывать", "соединять". Свое название получил за то, что связывает все Инь-каналы.
Приблизительный перевод: "сосуд, связывающий Инь".
Функции: связывает все Инь-каналы, начинается в "месте пересечения всех Инь-каналов" (грудь, живот), "управляет" внутренним.
Траектория: проходит по внутренней поверхности ноги, по животу идет к шее.
Пересекается с: каналом почек (R), каналом селезенки (RP), каналом печени (F) и сосудом Жэнь-май.
Составляет пару с чудесным каналом Чун-май.

6. Ян-вэй-май

Точка ключ: вай-гуань (TR.5)
Связывающая точка: цзу-линь-ци (VB.41)
Противоболевая: ян-цзяо (VB.35)

"Вэй" в контексте названия сосуда имеет значение "связывать", "соединять". Свое название получил за то, что связывает все Ян-каналы.
Приблизительный перевод: "сосуд, связывающий Ян".
Функции: связывает все Ян-каналы, начинается в "месте пересечения всех Ян-каналов" (голова и лицо), "управляет" наружным.
Траектория: проходит по наружной поверхности ноги, поднимается до надплечья, шеи и головы.
Пересекается с: каналом мочевого пузыря (V), каналом тонкого кишечника (IG), каналом Сань-цзяо (TR), каналом желчного пузыря (VB), каналом желудка (E) и сосудом Ду-май.
Составляет пару с чудесным каналом Дай-май.

7. Инь-цзяо-май

Точка ключ: чжао-хай (R.6)
Связывающая точка: ле-цюе (Р.7)
Противоболевая: цзяо-синь (R.8)

"Цзяо" (иногда в литературе употребляется "цяо") в контексте названия сосуда имеет значение "пятка". Свое название получил за то, что начинается на Инь-стороне пятки.
Приблизительный перевод: "пяточный Инь-сосуд".
Функции: управляет Инь нижних конечностей, связан с двигательными способностями, бодрствованием и сном.
Траектория: проходит по внутренней поверхности ноги, поднимается до глаза.
Пересекается с: каналом почек (R) и каналом мочевого пузыря (V).
Составляет пару с чудесным каналом Жэнь-май.

8. Ян-цзяо-май

Точка ключ: шэнь-май (V.62)
Связывающая точка: хоу-си (IG.3)
Противоболевая: фу-ян (V.59)

"Цзяо" (иногда в литературе употребляется "цяо") в контексте названия сосуда имеет значение "пятка". Свое название получил за то, что начинается на Ян-стороне пятки.
Приблизительный перевод: "пяточный Ян-сосуд".
Функции: управляет Ян нижних конечностей, связан с двигательными способностями, бодрствованием и сном.
Траектория: проходит по наружной поверхности ноги, надплечью и голове.
Пересекается с: каналом мочевого пузыря (V), каналом желудка (E), каналом толстого кишечника (GI) и каналом желчного пузыря (VB).
Составляет пару с чудесным каналом Ду-май.

Сводные характеристики

1. Все чудесные сосуды сливаются в точке цин-мин (V.1) у внутреннего угла глаза.

2. Каждому сосуду полагается иметь 3 специальных точки:

  • Точка-ключ, как пишут наши авторы, "замыкает контур меридиана", т.е. "включает" его в работу. Мы помним, что ничего включать не надо - оно и так работает, однако точка-ключ действительно запускает нужный нам сосуд к принудительной сверхурочной работе, если того требуют обстоятельства. Потому сначала укалывают точку-ключ, потом симптоматические точки, а в завершении связывающую точку спаренного чудесного сосуда. Укалывание тех же самых точек в другом порядке не "включит" систему чудесного меридиана, а будет лишь пустой тратой времени без нужного эффекта.
  • Связывающая точка связывает нужный нам чудесный сосуд с его "товарищем", спаренным каналом, образуя более продуктивную связку из двух каналов, чем использование только одного. При уколе применяется принцип "хозян-гость".
  • Противоболевая точка. Ежу понятно, что имеется в виду.

3. Как водится в Китае, все чудесные каналы делятся на 2 крупные кучки: Инь и Ян.

4. Таблица со сводными характеристиками 8 чудесных сосудов для удобства восприятия всего перечисленного.

Группа Пара Название Шлюзовые точки Противоболевая
точка
точка-ключ связывающая точка
Ян 1 пара Ду-май
Ян-цзяо-май
хоу-си (IG.3)
шэнь-май (V.62)
шэнь-май (V.62)
хоу-си (IG.3)
фу-ян (V.59)
2 пара Ян-вэй-май
Дай-май
вай-гуань (TR.5)
цзу-линь-ци (VB.41)
цзу-линь-ци (VB.41)
вай-гуань (TR.5)
ян-цзяо (VB.35)
Инь 3 пара Жэнь-май
Инь-цзяо-май
ле-цюе (Р.7)
чжао-хай (R.6)
чжао-хай (R.6)
ле-цюе (Р.7)
цзяо-синь (R.8)
4 пара Инь-вэй-май
Чун-май
нэй-гуань (MC.6)
гунь-сунь (RР.4)
гунь-сунь (RР.4)
нэй-гуань (MC.6)
чжу-бинь (R.9)

Подробное описание каждого канала приведу впоследствии отдельно и поштучно.




20 января 2011, 11:31
№ 1Чудесные сосуды: подробная характеристика
По сути сосуды как я понимаю являются резервуарами энергии ци. Появился вопрос: если запускать иглоукалыванием сосуд в принудительном порядке и стимулировать его к "сверхурочной работе" - получается что он будет расходовать энергию интенсивнее чем в обычном режиме. Выходит нечто вроде парадокса: для исцеления заболевания начинаем тратить больше и тем самым ускоряем старение организма...
Или дополнительная трата энергии в таком режиме несопоставима масштабами с ожидаемым результатом? Или это не трата вовсе если энергия, вышедшая из сосуда, пройдет по кругу и вернется обратно? И вот еще какой вопрос возник по ходу написания - не сталкивались ли в каких-то источниках с описанием методов иглоукалывания, предназначенных на активизацию механизмов, отвечающих за омоложение организма?
Алексей

Zubova: Каналы и сосуды – это система ирригации, в которой вода (Ци) тратится на полив и орошение полей (жизнедеятельность тела). Семантика слов «канал» и «сосуд» точно передает назначение каналов и сосудов. Ессно, система ирригация не замкнутая и соединена с рекой (миром вокруг), чтобы вода (Ци) могла поступать снова и снова быть истраченной. Мы едим, спим, дышим – так мы пополняем свой запас энергии. Заболевание – это поломка ирригационной системы.

Об омоложении организма я текстов не встречала. Китайцы, как и все, рекомендуют держать тело и дух в порядке, тогда и жить дольше будете.

24 января 2011, 13:45
№ 2Чудесные сосуды: подробная характеристика
Тогда возникает естественный вопрос - если мы поддерживаем систему в работающем состоянии (или ремонтируем ее лечением так что она снова становится пригодной), а энергию берем из космоса или из еды - почему человек стареет и умирает? Все вроде работает...
Подозреваю что вопрос особого смысла не имеет (в этом случае извините за засорение эфира) - китайские методы вроде цигуна или тайцзы ответа не дают (с точки зрения "что делать чтобы не..."), трактаты об алхимии насколько мне известно написаны крайне туманно и результат под большим вопросом - я пока про бессмертных не слышал, про западные медицинские изыскания я вообще молчу...
Если есть какие-то соображения - буду признателен.

Zubova: Знаете, машину тоже можно содержать в хорошем состоянии, ремонтировать ее, масло менять и проч. Только она все равно вечно ездить не будет, это же очевидно. Если очень хочется пережить даже тараканов после ядрёной войны, введите в поисковик: «взращивание золотой пилюли бессмертия». Тема вполне себе китайская.

18 августа 2011, 12:57
№ 3Про бессмертие
Старение - это хоть и малоприятный, но естественный процесс, обусловлен он генетически (на уровне организма, биологии). Кроме того, вообще ни что не вечно - даже камни, хоть с ними с виду ничего не происходит. На самом деле всегда что-то происходит, даже с металлами и камнями. А уж за наше сознание и говорить нечего. Мы постоянно меняемся. Как пошутил один мой друг, когда его спросили о чём-то сказанном им примерно год назад: "Того человека (себя годичной давности) давно нет - он умер... теперь я вместо него".
Другое дело - в большинстве культур есть упоминания о долгожителях, которые по теперешним меркам жили неприлично долго. Вот это, конечно, вопрос интересный.
p.S.: А ещё у К. Кастанеды упомянался некто "бросивший вызов смерти", но это уже другая история.

Zubova: Полагаю, вопрос лежит чуть в иной плоскости. Да, тело стареет, как и камень. Однако, если осуществлен переход в иное качество, то, в сущности, тело перестает быть телом, оно становится чем-то иным, и срок его теперешней "жизни" может быть неимоверно долгим. Вот вы КК вспомнили и Бросившего вызов смерти - хороший пример, есть еще китайские бессмертные, есть индийские гуру, "уходившие светом" и проч. и проч. Вот это и есть переход в новое качество, а бессмертие/долгопредолгая жизнь - побочный эффект таких кардинальных изменений. Другое дело, что вопрошавший выше хотел бы остаться собой, но жить долго-долго :) Кстати, даже дон Хуан считал, что бессмертие - миф, мы - дети Земли, и пока она жива - живы и мы, но так будет не всегда.

Максим
19 августа 2011, 14:00
№ 4Бессмертие. Точки зрения
Есть ещё такая точка зрения, что бессмертие - это, когда уходишь и приходишь в этот мир не теряя осознания происходящего. Т.е. осознавая себя, как непрерывно перерождающуюся личность. Прадед упомянутого друга так и уходил - в один прекрасный день сказал, что пришло его время, попросил отвезти его в лес и пошёл... потом тело его упало, а личность пошла дальше. Кстати, когда подошли к месту падения тела, то оказалось, что в наличии остались только металлические предметы, бывшие на теле, больше ни чего не осталось.
23 августа 2011, 15:20
№ 5Метод воздействия на точки
Ни как недопойму. Слабое воздействие - тонизирует, а сильное - угнетает. В отношении прессуры или метода-дзю это понятно. А с иголками ни как не пойму - если иглу поставить и не торгать, то это более сильное воздействие, чем если её вращать? Где тут логика?

Не совсем так. Тонизация – это короткое, поверхностное, болезненное и сильное (мне больше нравится эпитет – яркое) раздражение, а седатация – продолжительное, глубокое, не такое болезненное, менее выраженное (тут подойдет другой эпитет – нудное) раздражение.

В связи с первым второй вопрос: как воздействуют на точку-ключ и на связующую точку?

Соответственно и воздействуют. Если нужно тонизировать сосуд (и связанные с ним каналы) – тонизируют точку-ключ, а если наоборот – угнетают. К связующей точке применяют противоположное воздействие. Можно не мудрить, если сомневаетесь в предполагаемом воздействии: поставьте иглу там и там строго вертикально. Такое укалывание называется контролирующим. Организм сам разберется, что куда тонизировать/седатировать. Только симптоматические точки в таком случае желательно колоть со знанием дела – т.е. четко седатировать/тонизировать.

Адрес заметки: http://zubova.com/post_1256933451.html