.

Вдох – Выдох. Полный круг ци. Длина каналов


Вдох – Выдох. Полный круг ци. Длина каналов

"Согласно традиционной китайской медицине, ци совершает полный цикл по организму за 1 сутки, а каждый из 12 меридианов имеет максимальный и минимальный уровень функционирования, в зависимости от того, пребывает в нем в данный момент ци или находится в противофазе соответственно…", - дружным слаженным хором поют проповедники китайских премудростей на Западе и в Раше.

Вот если бы спросили китайскую традиционную мидицину, она бы ответила, что в корне не согласна с вышеописанным бредом. Наши умники, в частности, Молостов В.Д., электроприборами пытались засечь поступление избытка энергии то в один меридиан, то в другой. Ничего у них, понятно, не вышло. Почему не вышло - читаем далее.

Блин, вы будете смеяться, когда прочтете, что пишут про циркуляцию ци по каналам китайцы. Приведенные ниже цитаты полностью переворачивают представления о суточной активности каналов. И после этого что-то мерить приборами… ну, я даже не знаю… :) Слаженный хор мальчиков-зайчиков слаженно сбивается на полную лажу :)

Справедливости ради, стоит сказать, что и я ориентировалась до сего момента на общеупотребительную точку зрения. Даже в сводной статье о 12 каналах системы Цзин-Ло мною было написано ровно то же самое, да простит мне дремучесть прах китайских мудрецов, истлевающий на дне китайской вазы динасии Цинь. Однако уже в камментариях к тому посту я высказывалась скептически об этой точке зрения, ориентируясь на многие косвенные моменты в китайских текстах. Теперь у меня есть доказательства, потому срочно исправляюсь.

Очень важные цитаты

РАЗМЕРЫ ПРОТЯЖЕННОСТИ ЧЕТЫРНАДЦАТИ КАНАЛОВ

На руках располагается шесть каналов субстанции ян, которые с рук поднимаются на голову, длина каждого из них пять чи, то есть их общая протяженность составляет три чжана. На руках имеется шесть каналов субстанции инь. Эти каналы с грудной клетки переходят на руки. Длина каждого из них три чи и пять цуней. Если три чи умножим на шесть, то получим один чжан и восемь чи. Умножим пять цуней на шесть и получим три чи. То есть в сумме будет два чжана и один чи. На ногах расположено шесть каналов субстанции ян, которые с головы опускаются на ноги. Длина каждого составляет восемь чи. Шесть умножает на восемь и получаем четыре чжана и восемь чи.

На ногах расположено шесть каналов субстанции инь, которые с ног поднимаются в область брюшной полости. Длина каждого составляет шесть чи и пять цуней. Шесть умножаем на шесть и получает тридцать шесть. Пять умножает на шесть и получаем три чи. В сумме будет три чжана и девять чи. Длина каналов ду-май и жэнь-май составляет по четыре чи и пять цуней, что в сумме составляет девять чи. Всего длина четырнадцати каналов составляет в сумме шестнадцать чжанов и два чи. Такое расстояние проходит по меридианам ци.

В течение одного выдоха ци проходит в человеке расстояние в 3 цуня, такое же расстояние проходит и в течение одного вдоха. 1 период дыхания состоит из 1 вдоха и 1 выдоха. Во время укалывания игла погружается на глубину, зависящую от протяженности канала, которая рассчитывается на основании количества дыханий.

Разбор полетов и рассчеты

Единицы измерения:

1 чжан = 10 чи = 100 цуней = 1000 фэней

Длина каналов

На руках располагается шесть каналов субстанции ян (GI, IG, TR слева и справа), которые с рук поднимаются на голову, длина каждого из них пять чи.
5 чи = 50 цуней
Общая длина по одной стороне*: GI + IG + TR = 50 х 3 = 150 цуней
* - не будем складывать лево и право, потому что ци проходит по ним одновременно, цель же стоит посчитать за сколько ци сделает полный оборот по организму человека.

На руках имеется шесть каналов субстанции инь (P, C, MC слева и справа). Эти каналы с грудной клетки переходят на руки. Длина каждого из них три чи и пять цуней.
3 чи и 5 цуней = 35 цуней
Общая длина по одной стороне: P + C + MC = 35 х 3 = 105 цуней

На ногах расположено шесть каналов субстанции ян (E, V, VB), которые с головы опускаются на ноги. Длина каждого составляет восемь чи.
8 чи = 80 цуней
Общая длина по одной стороне: E + V + VB = 80 х 3 = 240 цуней

На ногах расположено шесть каналов субстанции инь, которые с ног поднимаются в область брюшной полости. Длина каждого составляет шесть чи и пять цуней.
6 чи 5 цуней = 65 цуней
Общая длина по одной стороне: RP + R + F = 65 х 3 = 195 цуней

Длина каналов ду-май и жэнь-май составляет по четыре чи и пять цуней, что в сумме составляет девять чи.
4 чи 5 цуней = 45 цуней
Общая длина по одной стороне: VG + VC = 45 х 2 = 90 цуней

Результаты рассчетов:

Если сложить все вышеперечисленное GI + IG + TR + P + C + MC + E + V + VB + RP + R + F + VG + VC, то получим 780 цуней или общий путь ци по организму. Как стало известно из второй цитаты, 6 цуней проходит ци за вдох и выдох, т.е. 1 цикл дыхания.

780 : 6 = 130 циклов дыхания уйдет на весь путь ци по организму.

У нормального человека 6-8 дыхательных циклов (вдох-выдох) в минуту.

Следовательно, 130 : 7(в среднем) = 18,5714 минут трубется для полного оборота ци по всему организму

Свой цикл можете рассчитать сами:
130 (циклов дыхания на полный круг ци) надо поделить на то количество циклов дыхания (вдох-выдох) в минуту, которое вы у себя наблюдаете. Полученное число и будет количеством минут, за которое ци проходит полный путь по вашему организму.

Надеюсь, все понимают, что скорость дыхания варьируется:
- в спокойном состоянии (сижу и думаю, какой начальник урод, тяжко вздыхаю)
- в активном состоянии (бегу за маршруткой)
- и когда вы спите (ну почему же мучают?!).

Соответственно замедляется / активизируется циркуляция ци по организму, что вполне естественно.

Лапша про суточный цикл

1440 минут (сутки) : 18,5714 минут (полный оборот ци) = 77,5358 (полных оборотов в сутки)

Очевидно, что ци курсирует по организму гораздо быстрее, чем пишут (и друг у друга переписывают) наши ни разу не осведомленные авторы, которые, к тому же, не стремятся свою неосведомленность хоть как-то исправить.

Эти авторы утверждают, что ци совершает полный оборот за 1 сутки, рисуя такие схемки:

Суточный цикл меридианов

Под суточной активностью каналов китайцы понимают совсем другое. Об этом - вскорости.

И еще, обратите внимание, что чудесные сосуды Жень-май и Ду-май (те, что у нас называют Переднесрединным и Заднесрединным Меридианами) включены в общий цикл циркуляции ци. Наши же утверждают, что нет, ориентируясь на приведенную выше картинку - ведь в ней нет указанных каналов. И об этом - тоже вскорости.




21 ноября 2009, 10:17
№ 1О времени прохождения Ци
Я понимаю, что истина есть заблуждение, но до какой степени? Вопрос о движении Ци, на мой взгляд, должен увязываться с с вселенскими ритмами или с дыханием планеты, где мы находимся? Циркадные, суточные ритмы, а ритмы органов в организме? Они имеют свою специфику. И кто сказал, что определенное расстояние можно пройти за столько-то, а не за меньшее или большее количество времени? А можно вообще замедлить этот процесс и выйти из тела. Как быть с этим? Я это уже делал. Что касается максимума и минимума, то он работает как по усилению или ослаблению функций, так и приему в это время препаратов. Только у каждого он сдвигается на некоторое время в ту или другую сторону. Что касается введения/выведения иглы на вдохе/выдохе, то здесь имеется ввиду другой аспект, на мой взгляд. Выдох-расслабление, вдох-напряжение, правило "бу-се" для регулирования Ци. А пациента, никто не учил как надо дышать для того, чтобы возникло соответствие при уколе и пр. С уважением.
21 ноября 2009, 12:05
№ 2Виктору про Ци
Вопрос о движении Ци, на мой взгляд, должен увязываться с с вселенскими ритмами или с дыханием планеты
Естественно, а у-син, по-вашему, что тогда такое? Четкая увязка с ритмами Земли.

кто сказал, что определенное расстояние можно пройти за столько-то, а не за меньшее или большее количество времени
Китайцы. Все, что пишется на этом блоге, посвящено древнекитайской концепции мира. Остальные меня мало волнуют. 1 цикл дыхания = 6 цуней, соответственно, бысто дышите - быстро ци бежит, медленно - значит, медленно. При нагрузках обмен веществ ускоряется, и это все считают само собой разумеющимся, почему бы и ци не ускориться/замедлиться в соответствии с вашим нынешним ритмом бытия? Отсюда все эффекты дыхательных практик: управляя дыханием - управляешь потоком ци.

А можно вообще замедлить этот процесс и выйти из тела. Как быть с этим? Я это уже делал
Похвально, в чем вопрос то, где противоречие?

Что касается максимума и минимума, то он работает как по усилению или ослаблению функций, так и приему в это время препаратов. Только у каждого он сдвигается на некоторое время в ту или другую сторону
Я уже сказала в статье, что суточный цикл - не бред собачий, а понимание этого цикла - бред собачий. Китайцы подразумевают под ним другое. Всему свое время. Напишу и про него с максимумами и минимумами.

Что касается введения/выведения иглы на вдохе/выдохе, то здесь имеется ввиду другой аспект, на мой взгляд. Выдох-расслабление, вдох-напряжение, правило "бу-се" для регулирования Ци. А пациента, никто не учил как надо дышать для того, чтобы возникло соответствие при уколе и пр.
1. О способах укола точки китайцы постоянно пишут:
…иглу ввести на 3 фэня. Игла должна оставаться на месте в течение 7 выдохов; когда подвижное ци приходит в точку укола, следует иглу резко извлечь
Количество фэней и вдохов-выдохов, понятно, варьируется от точки к точке. Но теперь с определенностью понятно, почему игла должна стоять не по 40 минут в точке, как у рефлексотерапевтов, а по нескольку вдохов-выдохов - вы направили своим уколом ци в канале определенным образом, и за несколько вдохов-выдохов (количество зависит от длины канала) ЦИ ПРОХОДИТ НУЖНЫЙ ПУТЬ. Бу-се здесь вторично, потому как это способы воздействия на ци, а движение ци первично.
2. Что касается "бу-се" пациента учить не надо, вы на что? Следите за его дыханием и соответственно подстраивайтесь и работайте. Не успеваете ставить иглу - попросите человека сделать медленный вдох (выдох), ему жалко что ли?
11 декабря 2009, 15:14
№ 3Без темы
Благодарю за интересную статью, Татьяна!!!
Если у Вас есть возможность, добавьте пожалуйста ссылки на источники, где с данным вопросом можно познакомиться более подробно.
Андрей
12 декабря 2009, 14:31
№ 4Ознакомиться подробнее...
Цитаты, приведенные выше, встречаются в Трактате Желтого императора и в Чжень-Цзю Да Чен. Я бы не сказала, что там сильно подробнее, чем я привела в примерах, скажем так, вопрос этот, похоже, не сильно важный был для китайцев, судя по краткости и сжатости изложения. Но если кто-то что-то еще накопает в эту сторону - милости прошу, даже на этом сайте опубликую.
Zubova
12 декабря 2009, 22:27
№ 5Без темы
А может тут никакой ошибки нет. В том смысле, что за 18 минут ци делает полный круг, и тем немение , есть время активности то или иного меридиана? Во всяком случае, приведенные цитаты такую трактовку не исключаю
Андрей
13 декабря 2009, 12:16
№ 6Противоречия
Ваша мысль идет в правильном направлении ))) Однако не стоит забывать, что наши доморощенные иглотерапевты совершенно однозначно утверждают, будто ци делает полный круг за ОДНИ СУТКИ, а не за 18 минут. Вот это мною и опровергалось. И здесь-то и кроется ошибка: есть же разница между 1 и 77 оборотами в сутки.
Zubova
13 декабря 2009, 12:43
№ 7Без темы
…иглу ввести на 3 фэня. Игла должна оставаться на месте в течение 7 выдохов; когда подвижное ци приходит в точку укола, следует иглу резко извлечь

В течение одного выдоха ци проходит в человеке расстояние в 3 цуня, такое же расстояние проходит и в течение одного вдоха. 1 период дыхания состоит из 1 вдоха и 1 выдоха. Во время укалывания игла погружается на глубину, зависящую от протяженности канала, которая рассчитывается на основании количества дыханий.

-------------
А из этих двух цитат следует, что при укалывании следует принимать во внимание только движение ци в отдельном канале, зависящие от длины канала / количества дыханий. Иначе бы пришлось ждать до 18 минут, перед тем как вытаскивать иглу.

Андрей
13 декабря 2009, 15:07
№ 8Движение ци
Естественно. Вы же колете иглу в ЭТОТ САМЫЙ КАНАЛ, а не куда-то еще. Зачем ждать весь цикл, если течение энергии изменилось должным образом в нужном вам месте? Задача решена, вопрос исчерпан.

Если оставить иглу надолго, это будет ПОСТОЯННО изменять поток ци. Чревато последствиями. Знаете, такой подход похож на доморощенные попытки сделать все ГАРАНТИРОВАННО НАДЕЖНО, все равно, что прострочить не 1 строчку, а 50, дабы не дай бог не порвалось! :) Только строчек будет 50 и шов не будет гнуться и вообще внешний вид будет плох. Короче, не бывает действий без последствий. Жаль, что многие этого не понимают.
Zubova
13 декабря 2009, 18:41
№ 9РАССУЖДЕНИЕ О ДВИЖЕНИИ ВЭЙ-ЦИ
Добрый День Татьяна!
А как быть с данными и "Большие достижения чжэнь-цзю"
Ци Бо говорил
"Таким
образом, начиная с часа инь, в течение одних суток жун-ци и вэй-ци 50 раз совершают свой кругооборот в теле, и совершается 13500 дыханий; пульс проходит расстояние 810 чжанов.", т.е.
"в течение одного дня и одной ночи вода в
водяных часах падает 100 раз",Период между 2-мя падениями воды называется кэ . - значит в сутках 50кэ, При переводе в мин-сек получается 1 кэ =1728 сек или 28 мин48сек время нахождения ЦИ в одно меридиане
Анатолий
13 декабря 2009, 19:46
№ 10Анатолию про чувство времени
Блин, люди, вы сами читаете цитаты, которые приводите?!

в течение одних суток жун-ци и вэй-ци 50 раз совершают свой кругооборот в теле


Мои цифры были приблизительными и основаны на среднестатистическом дыхательном цикле человека (6-8 циклов в минуту). По ним получалось 77 циклов с копейками, но эти цифры относительны, ибо связаны с частотой дыхания. Если кому-то нравится думать, что ци с дыханием на связана, пусть ориентируются на точные цифры в 50 оборотов в сутки.

Если говорить о ваших подсчетах, то вы честно высчитали, что 1 кэ = 28 минут 48 секунд. Здесь все верно. Но С ЧЕГО вы взяли, что это время для прохождения по ОДНОМУ меридиану? Где в цитате вашей такое написано? Вы, случаем не попутали водяные часы с каналами? Так это зря, у них в средневековом Китае водяные часы были обычным делом. По вашей цитате выходит, что:

1 оборот = 1 кэ = 28:48 (мин:сек) /если 50 оборотов в сутки и 50 кэ в сутках/.

Все это очень похоже на мои расчеты, но точно не похоже на 1 оборот в сутки и не похоже на "28 мин48сек время нахождения ЦИ в одно меридиане". Так откуда такие выводы? Может, вы не всю цитату целиком привели?
Zubova
14 декабря 2009, 08:11
№ 11РАССУЖДЕНИЕ О ДВИЖЕНИИ ЦИ
А Цитата была слишком длинная-решил сократить,но видно плохой из меня редактор.
С тем что не один оборот в сутки полностью согласен, но похоже что китайцы разделяли скорость движения ЦИ и Крови. Кровь действительно могла ускоряться или замедляться в зависимости от движения человека , а Ци похоже стабильна , поскольку ( оборот = 1 кэ = 28:48 (мин:сек) /если 50 оборотов в сутки и 50 кэ в сутках)
изречениеЦи БоВ течение 1-го периода кэ человеческое ци находится в Сверх ян. В течение 2-го периода кэ ци находится вмеридиане Малый ян. В течение 3-го периода кэ ци находится в меридиане Светлый ян. В течение 4-го периода кэ ци находится в доле инь. В течение 5-го периода кэ ци находится в меридиане Сверх ян. В течение 6-го периода кэ ци находится в меридиане Малый янВ течение 7-го периода кэ ци находится в меридиане
Светлый ян. В течение 8-го периода кэ ци находится в меридиане доля инь (инь-фэнь). В течение 9-го периода
кэ ци находится в меридиане Сверх ян. В течение 10-го периода кэ ци находится в меридиане Малый ян. Втечение 11-го периода кэ ци находится в меридиане Светлый ян. В течение 12-го периода кэ ци находится вдоле инь. В течение 13-го периода кэ ци находится в меридиане Сверх ян. В течение 14-го периода кэ ци
находится в меридиане Малый ян. В течение 15-го периода кэ ци находится в меридиане Светлый ян. В течение 16-го периода кэ ци находится в меридиане доли инь. В течение 17-го периода кэ ци находится вмеридиане Сверх ян. В течение 18-го периода кэ ци находится в меридиане Малый ян. В течение 19-го периода кэ ци находится в меридиане Светлый ян. В течение 20-го периода кэ ци находится в меридиане долиинь. В течение 21-го периода кэ ци находится в меридиане Сверх ян. В течение 22-го периода кэ ци находится в меридиане Малый ян. В течение 23-го периода кэ ци находится в меридиане Светлый ян. В течение 24-гопериода кэ ци находится в меридиане доли инь. В течение 25-го периода кэ ци находится в меридиане Сверхян. Таковой является мера половины дня." Далее идут соотношение движения солнца с движением ЦИ "пока солнце проходит одно созвездие, ци человека проходит 3 канала ян, а затем проходит долю инь" , т.е. если делать логические выводы человек не в силе управлять движением светила, а значит сомнительно что движение ЦИ (ускорение и замедление) так же подчинено ему, как минимум сомнительно легкий вариант ускорения и замедления ЦИ от состояния покоя или движения.
Анатолий
14 декабря 2009, 14:38
№ 12Про движение ци
А, вот теперь понятнее, хотя как сказать :) На самом деле, вопрос еще копать и копать. Видите ли, ци у нас в организме бывает разных видов:

- Первичная ци
- Питательная ци
- Защитная ци
- Совокупная ци
- и наконец, Канальная ци, основу которой составляют первичная, питательная, защитная и совокупная.

(еще не факт, что я все виды откопала, вполне возможно будут найдены еще варианты)

У каждой из этих ци, насколько я понимаю из текстов, есть свои циклы. Они далеко не всегда совпадают, и логично было бы предположить, что какие-то из видов ци, циркулирующих по нашему телу, жестко связаны с внешними ритмами (день/ночь/солнце/земля/созвездия/и т.д), а какие-то с внутренними (скорость дыхания).

Я писала о вэй ци или Защитной ци. До сих пор не могу понять скоростей канальной ци. Ваша цитата, видимо, о какой-то другой разновидности. Здесь больше путаницы, чем может показаться на первый взгляд, и копать надо еще долго и упорно, чтобы обрести истину :) Мы привыкли к трехмерным простым картинкам, а тут, похоже, измерений больше.

Про защитную ци я написала, поскольку уж в этом я уверена, плюс именно ее течение учитывается при постановке игл. Думаю, это связано с тем, что вэй ци - первый главный барьер для проникновения патогенной ци извне и тесно связана с кожей. Иглы - тоже внешнее воздействие на организм. Во всяком случае, такая связь кажется разумной и объяснимой. В противном же случае, нет вменяемых объяснений, почему иглу держать надо не больше 10 выдохов.

Питательная ци проходит не только по 12 каналам, но и по Жэнь-май и Ду-май, а в ваше цитате такого нет... И я вообще не понимаю, куда приложить "пока солнце проходит одно созвездие, ци человека проходит 3 канала ян, а затем проходит долю инь"? Получается, речь идет о зодиакальном созвездии, т.е. 1 месяце. Это что-то глобальное, но ЧТО это - я не знаю. Идеи есть?
Zubova
14 декабря 2009, 20:40
№ 13и всетаки она вертится
Идеи есть :) - Насколько я понимаю в момент написания трактата, китайские мудрецы в плане движения планет были " дремучими" людьми ("Галелея" на них не было,а если и был, то мозги ему иглами сразу же вправили в нужное место) Считали Они что живут в центре Мироздания и соответственно солнце в теч.дня ходило у них по зодиакальным созвездиям.
А с цитатами незадача - взяты они из "Большие достижения чжэнь-цзю" и глава
"РАССУЖДЕНИЕ О ДВИЖЕНИИ ВЭЙ-ЦИ", и именно так(см выше) Ци Бо с уважением отвечает Желтому Предку на вопрос о движении охраняющего ци. ...?
Так что думаю здесь Ци Бо считал движение ВЭЙ-ЦИ стабильным.
Анатолий
14 декабря 2009, 21:26
№ 14Безусловно
Основной трабл в том, что и моя первая цитата из той же книжки, из главы "РАЗМЕРЫ ПРОТЯЖЕННОСТИ ЧЕТЫРНАДЦАТИ КАНАЛОВ" :) Т.е., конечно, Ци Бо - это цитата в цитате (в Да Чен процитировали текст из трактата Желтого императора, там это на каждом шагу - авторитет, как никак!), но это мало чем помогает. Вторая моя цитата из главы "РАССУЖДЕНИЯ О МЕТОДАХ БУ И СЕ ГОСПОДИНА НАНЬ ФЭНЦЗИ" все из того же Да Чен.

На китайскую астрономию баллон надо катить осторожно: уже во время легендарной династии Ся (конец III — начало II тыс. до н. э.) в Китае были две должности придворных астрономов, а мы еще с дерева не слезли к тому моменту, судя по официальным данным. Наибольшее развитие древняя астрономия Востока получила как раз в Китае. С III века до н. э. древними китайцами предсказывалась не только дата затмения, но и его тип и район наблюдения. Не слабо, согласитесь. Центр Мироздания - да, но все циклы (а именно они важны для "учета" инь-ян) были выявлены чуть не с хирургической точностью.

Небесный круг они четко делили на 365,25 градусов или на 28 созвездий (по движению Луны). Вот это уж точно нельзя списать на движение Солнца по небу и созвездиям в течение дня. Может, ваши цитатные созвездия - это они и есть.

В любом случае, все эти рассуждения пока поверхностны. Нужно копать, и копать серьезно, чтобы утверждать что-то с полным правом. Я стараюсь осторожно трактовать их противоречивые тексты и наши противоречивые их переводы. Так недолго скатиться в то, что уже имеем - чушь собачью в размерах медицинской науки всей нашей неохватной Родины.

Кстати, помогает ведь и практика, т.е. проверка на практике. Могу сказать, что нужный эффект действительно достигается при уколах на столь непродолжительное время, и совершенно необязательно ставить иглы на 40 мин., как у нас привыкли.

С учетом того, что невозможно одновременно отследить вдохи/выдохи по каждой игле, когда они стоят одновременно, то приходится ставить их одну за другой, по очереди. Тут встает вопрос очередности постановки, и китайцы относились к нему не менее внимательно, чем к способу постановки игл. Если же начать учитывать элементарную очередность каналов в укалывании описанным выше способом - эффективность возрастает еще больше. Вот такой опыт. Его на дремучесть китайцев не спишешь, приходится учитывать :)

Кстати, в каноне "Лин шу" того же Желтого императора говорится, что вэй ци за сутки совершает один (!) оборот по двенадцати главным каналам, а также по сосудам Жэнь-май и Ду-май. Поскольку во всем каноне говорит лишь Ци Бо, а Желтый лишь задает вопросы, то тут явное противоречие назревает с представлениями Ци Бо о правде жизни и течении хотя бы вэй ци. Вот и разберись после этого...
Zubova
15 декабря 2009, 11:07
№ 15вопрос о 10 выдохах
Да уж, в рассуждениях данных мудрецов действительно копать и копать, складывается впечатление - либо они делятся своими исследованиями в данной области друг с другом , либо кто-то из них что-то не договаривает :) вопрос то Желтого Императора звучал:
"Вэй-ци существует в человеческом теле, и его движение вверх и вниз, вперед и назад зависит не от больших сезонов, а от пятидневок, в соответствии с которыми и нужно проводить укалывание. Как это объясняется?"(если верить переводу)? т.е. тут помимо времени кругооборота ЦИ по телу надо бы и неких бОльших циклах рассказать, ан нет он только о суточных наставляет... ТУМАН... и истина как всегда где-то посередине.
Будем копать...
Но мой вопрос о 10 выдохах - каким образом можно считать что ЦИ прошло именно по данному меридиану воздействия в именно в момент воздействия на него и скорректировалось ?
Ведь если возвратимся к математическому и геометрическому расчету 10 выдохов
в среднем 85 сек = 1мин25сек , или 60 цуней по длине меридиана -движения ЦИ,учитывая, что18,5714 минут трубется для полного оборота ци по всему организму и общую длину780 цуней, то какой вариант, что при начале воздействия на меридиан- ЦИ не забилось в самый дальний длинный меридиан, или не находится посередине меридианов. Как определить начало отсчета движения ЦИ по данному меридиану и сопоставить с воздействием иглами? Или тут другой принцип? Если не затруднит разъясните
Анатолий
15 декабря 2009, 16:41
№ 16Прочь из области туманных предположений
Да, давайте к нашим баранам, Анатолий.

Ци не кочует из канала в канал, она одновременно пребывает во всех каналах, и при этом движется. Вам же не приходит в голову задать вопрос: "Простите, а в какой артерии/вене сейчас пребывает ваша кровь"? Естественно, во всех сразу, что не мешает померить ни скорость, ни давление самой крови. Так и с ци.

Поэтому, куда бы вы не воткнули иглу, ци УЖЕ там, и с момента втыкания ее течение изменяется. Скажем так, игла - это волнорез, потому возможны изменения течения ци. Нужно подождать, пока измененный поток ци дойдет до конца канала и перейдет в следующий, тогда изменение "перейдет" дальше по цепочке.

Время ожидания рассчитывается по принципу задачки для второго класса: известна скорость реки, известно расстояние от точки А до точки В, за какое время щепка доплывет из точки А в точку В. Итак, вам просто нужно подсчитать, сколько времени потребуется ци пройти от воткнутой иглы в точку входа последующего канала. Эти ориентировки и взяты китайцами за основу рассчета количества вдохов/выдохов на укол.
Zubova
16 декабря 2009, 07:35
№ 17об активности ЦИ
По всей видимости вопрос мною был поставлен не верно... Ваш пост начинался об ошибочности полного круга ЦИ и максимальном и минимальном уровне функционирования применимых к суточным, поэтому я считал, что в рассуждениях о движении и полных кругах Ци подстрокой всегда считается момент воздействия в периоды макс и мин нахождения Ци в канале, таким образом, мне более важно узнать как при движении Ци по полному кругу за18,5714 минут определить в каком канале находится максимальное,а в каком минимальное, дабы воздействовать во время прилива или отлива в необходимых точках?
Анатолий
16 декабря 2009, 10:14
№ 18Вопросы, ответы, тема поста
поэтому я считал, что в рассуждениях о движении и полных кругах Ци подстрокой всегда считается момент воздействия в периоды макс и мин нахождения Ци в канале


Повторяю, что видов ци много, они все циркулируют в своем ритме и запихать все это в один пост не представляется возможным. Ваша "подстрока" займет пару томов. Название поста достаточно точно отражает содержание поста. Вопрос, который вы задаете, связан не с суточной циркуляцией энергии (как это понимают у нас), а с суточной активностью каналов (как это понимаю я), что совсем не одно и то же, но в любом случае к теме поста отношения не имеет.

По поводу суточной активности каналов в том же Да Чен есть пару километров противоречивого текста. В данной статье речь шла о другом. Учитывая размер нашей с вами переписки в комментариях, вынуждена напомнить пункт из Правил блога о том, что комментарии должны соотноситься с темой поста. Отвлеченные вопросы уводят в сторону, отнимают время и замусоривают блог. Если у вас есть вопрос не по теме поста - пишите мне в почту.
Zubova
23 декабря 2009, 20:00
№ 19Виды Ци
Здравствуйте!
Хотел поделиться своими знаниями о ци :)
Мне известно 6 основных видов (3 янских, 3 иньских):
- половая
- родительская
- самовыражения
- подражания
- защитная
- питательная

А что касается 50 циклов циркуляции за сутки - это отлично вписывается в модель 50 таинственных врат человека.
07 ноября 2010, 21:17
№ 20Без темы
Здравствуйте, тут было написано про суточный цикл а как на счет годового цикла, там тоже все непросто?
Есть сложившееся мнение что годовой цикл соответствует временам года, а вот автор Молостов В Д пишет что годовой цикл соответствует еше и месяцам ; R-январь , MC- февраль , TR-март ,........и т.д. что Вы думаете по этому поводу?

Zubova: Много букв придется писать, чтобы разобраться во всех китайских циклах. Их календарь не знал февралей и апрельских тезисов… Ну вот подумайте, когда у китайцев новый год? А у нас? То-то. Т.е. годовой цикл есть. УСЛОВНОЕ деление по месяцам может быть допустимо, но четкого соответствия канал=месяц вы не найдете. Все не так очевидно, китайцы жили и считали все по Луне, а не по Солнцу.

Nic
15 ноября 2010, 18:59
№ 21Без темы
Извините что снова не по теме но очень интересно ,Метал соответствует сухости т.к. в Китае осень засушливая пора , у нас же всю осень льют дожди (по крайней мере у нас) напрашивается вопрос : работает ли это правило ( метал- осень- сухость; дерево-весна-ветер ) у нас РФ-ии ну или любой другой области где климат отличается от китайского.

Zubova: Сорри, что не быстро отвечаю.

Ребята, я устала повторять, что 5 элементов – это не элементы, а СТАДИИ процесса. Читайте посты про у-син. Да, климат разный, да есть смещение относительно китайских сезонов (зима у нас долгая, к примеру), но металл (осень) как символ постепенного сжатия (усыхания вместе с листвой) перед окончательным умиранием/консервацией никуда не девается. Сырость здесь второстепенна.


Nic
22 сентября 2011, 19:03
№ 22Глубина укалывания
=Во время укалывания игла погружается на глубину, зависящую от протяженности канала, которая рассчитывается на основании количества дыханий.=
То есть, чем длиннее канал, тем глубже погружается игла? Например в янские каналы игла погружается глубже чем в иньские?
Уважаемый, внимательно читаем пост. Все написанное относится к длине канала (и, соответственно, количеству дыхательных циклов на укол), а не к глубине укола.

=иглу ввести на 3 фэня. Игла должна оставаться на месте в течение 7 выдохов; когда подвижное ци приходит в точку укола, следует иглу резко извлечь=
Эта цитата из китайских источников, приведена в качестве просто примера или это некое стандартное правило для укалывания в любые каналы и точки?
Просто пример.

Чему равно 3 фэня в сантиметрах и миллиметрах?
Запрос в Google/Яндекс: индивидуальный цюнь (цунь). Я не ходячий вопросник для ленивых, имейте уважение спрашивать вменяемые вещи.

=Количество фэней и вдохов-выдохов, понятно, варьируется от точки к точке=
Очень интересно. Что это означает? Что все-таки у каждой точки своя глубина укалывания? Если да, как она рассчитывается? Объясните, если не затруднит эти слова. Заранее благодарен.
Глубина зависит от КОЛИЧЕСТВА МЯГКИХ ТКАНЕЙ В МЕСТЕ УКОЛА. Нереально воткнуть иглу на 7 см в палец! Глубина укола указана в куче справочников/атласов по акупунктурным точкам.

Еще вопрос по площади самой точки. Правда ли, что при в некоторых случаях размеры точек увеличиваются или это домыслы западной рефлексотерапии?
Правда. Организм всегда активно указывает на больное место. Чем запущенней ситуация, тем больше привлекается внимание к проблемному участку: в первый день болит место на пальце, где заноза, через 4 дня болит уже весь палец. Это очевидно.


Как здорово, что я наткнулся на Ваш блог в Инете! Теперь я засыплю Вас вопросами...
Вот уж вряд ли. На первый раз прощается. Далее удалю, как только увижу вопросы не по теме или просто неадекватные. Правила блога никто для вас отменять не будет. Будете злостно спамить, закрою доступ на сайт по айпишнику. Опять же стоит отметить, что я не буду отвечать даже на адекватные вопросы, сыпящиеся, как из рога изобилия. Вы не мой ученик, я не ваш учитель. Благотворительность в мои интересы не входит. Если мне интересно - отвечу, нет - всего доброго.

Начинающий
22 сентября 2011, 19:17
№ 23Без темы
=Итак, вам просто нужно подсчитать, сколько времени потребуется ци пройти от воткнутой иглы в точку входа последующего канала. Эти ориентировки и взяты китайцами за основу рассчета количества вдохов/выдохов на укол=
В таком случае играет ли роль местонахождения точки на канале? Допустим на янском канале Толстого кишечника располагается как известно 20 точек. Одни точки находятся ближе к следующему каналу, куда впадает поток ци. Другие дальше. Или это не играет никакой роли? Прошу прощения за дилетантский вопрос.

Поразительно… Что непонятно-то? Разжую:

В GI 50 цуней. К примеру, колем в GI.4. 50 цуней поделим на 20 точек = 2,5 цуня на точку. К GI.4 ци пройдет четыре точки по каналу, т.е. 10 цуней. До конца канала ей еще 40 цуней. Вдох = 3 цуня, выдох = 3 цуня, т.е. 40 : 6 = 7 (грубо, это я округлила) циклов дыхания. Потом иглу вынимаем.

Начинающий
22 сентября 2011, 19:26
№ 24Без темы
=Под суточной активностью каналов китайцы понимают совсем другое. Об этом - вскорости.=
Как я понял, Вы разделяете между собой скорость движения ци (вэй-ци) в организме и суточную активность каналов... То есть в одном и том же канале текут разные потоки ци с разной скоростью? Было бы очень интересно узнать об их отличиях. Соответственно и методы постановки игл должны отличаться, наверное...

Уважаемый, учите матчасть. Есть вэй-ци, а есть канальная ци. В данном посте весь спич про вэй-ци, которая ходит со скоростью 77 оборотов в сутки. Канальная ци ходит по телу со скоростью ОДИН раз в сутки, во всех книжках про то написано. Главный месседж для народа в том, что канальная ци и ее суточная активность китайцев при уколе НЕ ВОЛНУЕТ, волнует как раз вэй-ци. В наших книжках наоборот.

***

Складывается стойкое впечатление, что вы только вчера книжку по акупунктуре открыли. Здесь точно не то место, где вам следует пребывать. Сначала усвойте азы по обычной литературе.

Начинающий
23 сентября 2011, 18:37
№ 25Без темы
=Складывается стойкое впечатление, что вы только вчера книжку по акупунктуре открыли. Здесь точно не то место, где вам следует пребывать. Сначала усвойте азы по обычной литературе. =
Ну сжальтесь надо мной, Татьяна.Мне нужны Ваши ответы,поскольку Вы мыслите ясно, а излагаете просто.Чего нет во многих прозападных книгах.Постараюсь больше не задавать Вам глупых вопросов и тем более не засыпать Вас ими.Это просто сорвалось с моего языка, на самом деле я вполне адекватный человек и буду стараться соблюдать правила Вашего блога.На данный момент есть только книга А.М. Овечкина "Основы Чжень-цзю терапии". Как Вы считаете, она подойдет для изучения матчасти? Если у меня по ней возникнут какие-то вопросы, можно ли Вас спросить через электронную почту? Кстати, большое спасибо за ответы на предыдущие вопросы. С уважением.

Zubova: Уважаемый, я даже имени вашего не знаю (вы не соизволили представиться) и уже почему-то должна вас в индивидуальном порядке консультировать. Разочарую: я ничего вам не должна и консультировать не собираюсь. Канючить – это, уж простите за прямоту, вряд ли попадает под категорию «адекватный человек». Овечкина читайте до дыр, он вменяем. Белоусов П.В. еще лучше.

Начинающий
02 ноября 2011, 13:34
№ 26Как ходит защитная ци
Вот нашел цитату про пути хождения защитной ци:

защитная энергия (вэй ци). Защитная энергия - часть янской ци тела человека, тоже образуется из тонких элементов воды и злаков. Однако она по качеству жесткая и отважная, движется вне каналов, не привязывается к меридианам, ее перемещения быстрые и изворотливые, нет мест, куда она не попадала бы. В книге "Простые вопросы", в главе "Об онемении конечностей" сказано: "Защитная - отважная ци (из) воды и злаков, это ци быстрая и резкая, хитрая и изворотливая, не может входить в каналы, поэтому циркулирует в коже, в промежутках между мышцами, поднимается над диафрагмой, распространяется в груди и животе". В "Линшу" в главе "Коренные плотные органы" также сказано: "Защитная ци теплом расходится в мышцах, заполняет кожу, удобряет фибры кожи, управляет закрыванием", поэтому защитная энергия имеет задачу внутри согревать и питать плотные и полые органы, снаружи согревать и смазывать мышцы и кожу, а также подкармливать фибры кожи, управлять открыванием и закрыванием потовых пор. Поскольку защитная энергия движется по поверхности тела, ее особенность - защита поверхности мышц, противостояние внешней вредоносности, поэтому ее называют защитной [согласно признакам китайской медицины, болезни внешнего происхождения могут вызываться шестью вредоносными # энергиями (сеци), это холод, жара, огонь (сильная жара), влажность, сухость, ветер. Защитная энергия первой встречает их на границе тела, где пытается отразить и не пустить вглубь].

Раз пути вэй ци не предсказуемы, следовательно неглубокий укол допустим везде где есть проблемы (например при лечении ожогов и гематом). Что с успехом продемонстрировано хозяйкой блога в статье "Синяки, ожоги, искусство и акупунктура" или заблуждаюсь? Может цитата "серая".

Zubova: На этом принципе основано укалывание точек а-ши, т.е. любой болезненной при пальпации точки на теле (она может не совпадать с известными точками и не находиться на каналах). Пользуют в основном для снятия болевых синдромов. Кажется правильным, что орентир китайцы в этом случае четко держат на вэй-ци. Больше, собственно, не на что.

Однако правомерным (судя по китайским текстам) является ориентир на вэй-ци и при укалывании стандартных точек. Где-то выше уже писала, что, поскольку вэй-ци в основном соотносится с кожными покровами, а укалывание иглой – это воздействие именно на кожу (и уже потом на мышечные и др. ткани), то и используем вэй-ци для временнОго ориентира. К тому же она входит в состав канальной ци.

Да, и еще. В вашей цитате сказано про «Защитная энергия - часть янской ци тела человека», при ожогах/синяках мы как раз Ян и рассеиваем. Болевой синдром, упомянутый выше и убираемый укалыванием точек а-ши, тоже относится к синдрому Ян. В соответствии с этим и используйте, а не просто «неглубокий укол допустим везде где есть проблемы» .

Адрес заметки: http://zubova.com/post_1258744985.html