.

Тропа мудрости


Тропа мудрости

Многие читатели выдвигали ноту протеста, что, мол, пишу только про техническую часть вопроса, игнорируя эмоциональную сферу, которая людям понятней и ближе, чем какие-то неосязаемые и недоказуемые штуки. Исправляюсь и выкладываю несколько китайских текстов, посвященных эмоциям и их взаимосвязи с болезнями.

Чжень-Цзю Да Чен. Шесть пороков, десять малостей.

Что можно сказать о шести пороках? Первому соответствует уменьшение стремления к славе и выгоде; второму соответствует воздержание в употреблении эмоционально окрашенных интонаций; третьему соответствует честное и бескорыстное отношение к богатству и благам материального мира; четвертое заключается в постоянном уменьшении стремлений и склонностей; пятое состоит в защите и предохранении от пустых бредней и безрассудных мечтаний; а шестое заключается в уничтожении зависти и ревности. Суть этих шести мер заключается в единой цели, а именно в сохранении и поддержании жизни в движении на далеко ведущем пути истины, и не следует здесь искать моментальных выгод, к которым приводит такая осторожность. Хотя сердцем стремишься к достижению истинного понимания, и вслух произносишь слова истинных сутр и канонов, досконально пытаешься разобраться в смысле драгоценных речений, постоянно вглядываешься в суть феноменального мира, тем не менее это не восполнит и не компенсирует отсутствия устремлений, направленных на уничтожение шести пороков.

Что называется десятью малостями? Первая заключается в постоянном ограничении и уменьшении ретроспективных мыслей; второй соответствует уменьшение воспоминаний; третья заключается в том, что следует меньше смеяться; четвертая состоит в том, что следует меньше говорить; пятой соответствует необходимость уменьшения количества питья; шестой соответствует необходимость меньше гневаться; седьмая заключается в необходимости меньше радоваться; восьмая является необходимостью меньше печалиться; девятая состоит в том, чтобы оказывать меньше предпочтений; десятая заключается в том, чтобы уменьшать количество напряжений. Так как, если много думаешь, то рассеивается дух-шэнь; если много вспоминаешь и размышляешь, то утомляется твое сердце; если много смеешься, то приходят в беспокойство органы фу и легкие; если много говоришь, то попусту расходуешь кровь и ци; если много пьешь, то вредишь духу шэнь и уменьшаешь продолжительность своей жизни; если много раздражаешься, то тем самым беспокоишь и наносишь вред мельчайшим отверстиям кожи; если чрезмерно радуешься, то беспокоится и искривляется дух-шэнь сердца; если много печалишься, то голова и лицо сгорают изнутри и ссыхаются; если отдаешь слишком часто свое предпочтение внешним объектам, тогда ци твоих волевых устремлений рассеивается без всякой пользы; а если делаешь слишком много внутренних усилий, тогда твоя решительность и умение выбирать становятся слабыми и искривленными. Таким образом, губится человеческая жизнь, и этот враг для жизни человека куда более опасный, чем острые топоры. Невоздержанность изъедает человеческую природу и является более свирепым хищником, чем шакалы и волки. Сохранение и поддержание жизни заключается в воздержании и запретах самому себе.

Лао-Цзюнь. Рассуждение о ста заболеваниях


Лао-Цзюнь молвит:

Если желаешь спастись от катастрофы, разрешить проблемы, то лучше всего предотвратить их появление в твоей жизни. Чтобы легко излечить недуг, исправить болезнь, лучше всего подготовиться к этому заранее. Чтобы человек мог достичь счастья, чтобы счастье его не покинуло, следует не остерегаться опасностей, а наоборот стремиться к счастью. Не нужно ждать, пока процесс завершится, а следует применять снадобья-лекарства. Есть такие правители, что не способны сохранить алтарь в центре поля. Есть такие личности, которые не способны сохранить целостность, ведущую к долголетию. Человек же мудрости стремится к благополучию посредством сохранения состояния, когда нет ещё предвестий ухудшения состояния. Он избавляется от беды, когда она ещё не возникла. Ведь катастрофа развивается мало-помалу. Болезнь вырастает по крохам. И если человек делает незначительные усилия по направлению к добру, то не происходит нарастания в развитии болезни. Поэтому болезнь не может возникнуть. Когда же он совершает небольшие прегрешения, то болезнь не убавляется, и потому невозможны изменения к лучшему. Если не накапливать добро помалу, то не сможешь сформировать великой моральной силы-дэ. Если не останавливаешься в малых прегрешениях, то сформируешь большое преступление. Представляем здесь самое основное, и даём таким образом возможность понять, откуда что возникает, и ниже приводим

СТО ОСНОВНЫХ БОЛЕЗНЕЙ

  • Не соблюдать постоянства в радости и гневе - это болезнь.
  • Забывая о законах жизни, преследовать личную выгоду - это болезнь.
  • Стремиться к наслаждениям, разрушая моральную силу-дэ - это болезнь.
  • Все силы своего сердца сосредоточить в одной любви - это болезнь.
  • В гневе желать кому-то смерти - это болезнь.
  • В безудержной алчности, не видеть собственных прегрешений - это болезнь.
  • Унижая людей, возвышать себя - это болезнь.
  • В произвольных изменениях попустительствовать себе - это болезнь.
  • В легкомысленном тоне говорить о радостных событиях - это болезнь.
  • Ради сохранения комфорта доходить до совершения плохих поступков - это болезнь.
  • Из-за превосходства в знаниях презирать людей - это болезнь.
  • Пользуясь властью, творить произвол - это болезнь.
  • Отрицая других, утверждать себя - это болезнь.
  • Обижать одиноких и слабых, небрежно обращаться с ними - это болезнь.
  • Пользуясь силой, побеждать людей - это болезнь.
  • Будучи сильным и влиятельным, предаваться лени - это болезнь.
  • В речах стремиться к победе над человеком - это болезнь.
  • Брать взаймы и забывать о возвращении долга - это болезнь.
  • Считать людей кривыми, а себя прямым - это болезнь.
  • Прямотой наносить вред людям - это болезнь.
  • Делая зло людям, радоваться себе - это болезнь.
  • В радости и гневе гордиться собой - это болезнь.
  • Считать людей глупыми, а себя мудрецом - это болезнь.
  • Восхвалять себя за свои заслуги - это болезнь.
  • Обсуждать прегрешения людские - это болезнь.
  • Быть недовольным собой из-за того, что приходится трудиться - это болезнь.
  • Пустое принимать за реальное - это болезнь.
  • С радостью говорить о чужих просчётах - это болезнь.
  • Гордиться перед людьми своим богатством - это болезнь.
  • В связи с высотой положения презирать людей - это болезнь.
  • Будучи в низком положении, злословить по поводу высокопоставленных - это болезнь.
  • Будучи бедным, завидовать богатству - это болезнь.
  • Клеветой на людей добиваться расположения - это болезнь.
  • Выставлять на показ свою моральную силу - это болезнь.
  • Ставить себе в заслугу победу над другим человеком - это болезнь.
  • Из-за своих интересов нарушать справедливость - это болезнь.
  • Из-за любви к себе поступать вопреки здравому смыслу - это болезнь.
  • Подвергая опасностям людей, добиваться покоя для себя - это болезнь.
  • Ревновать мужчину или женщину - это болезнь.
  • Из-за вспыльчивости идти наперекор - это болезнь.
  • Много ненавидеть и мало любить - это болезнь.
  • Обсуждать правоту или неправоту других людей - это болезнь.
  • Стараться переложить ответственность с себя на других - это болезнь.
  • Из-за любви к искусству отвергать монашество - это болезнь.
  • Определять достоинства и недостатки других людей - это болезнь.
  • Считая, что люди претворяются, ждать веры по отношению к себе - это болезнь.
  • Не проявлять милости по отношению к несущему наказание - это болезнь.
  • Делая добрые дела, ждать воздаяния - это болезнь.
  • Отдав что-то людям, сожалеть об этом - это болезнь.
  • Любя себя, с негодованием относиться к тому, кто указывает на твои ошибки - это болезнь.
  • Ругать любую живую тварь - это болезнь.
  • Сбивать с пути-дао и чинить препятствия людям - это болезнь.
  • Злословить по поводу больших талантов - это болезнь.
  • Таить зло на людей, которые превзошли тебя - это болезнь.
  • Добавлять в питьё ядовитые снадобья - это болезнь.
  • Не сохранять равновесия в сердце-это болезнь.
  • Шумно суетиться по поводу мудрости - это болезнь.
  • Хранить в памяти старую неприязнь - это болезнь.
  • Не принимать увещеваний и советов - это болезнь.
  • Внутри не испытывая настоящих чувств, проявлять вовне родственность - это болезнь.
  • Побеждать человека посредством подачи официальных бумаг - это болезнь.
  • Беседовать с глупцом - это болезнь.
  • В нападении не соблюдать законов-правил - это болезнь.
  • Любить себя за то, что поступаешь правильно - это болезнь.
  • Много сомневаться и мало верить - это болезнь.
  • Смеяться над сумасшедшими и безумными - это болезнь.
  • Вести себя раскованно, не соблюдая норм ритуала - это болезнь.
  • Некрасивые высказывания и злые слова - это болезнь.
  • С пренебрежением и непочтительностью относиться к тем, кто старше или младше тебя - это болезнь.
  • В тяжёлой ситуации совершать легкомысленные действия - это болезнь.
  • Плохие манеры и недостойные реакции - это болезнь.
  • В запутанных ситуациях полагаться только на себя - это болезнь.
  • Стремиться к веселью и любить смеяться - это болезнь.
  • Находить радость в запретах и ограничениях по отношению к людям - это болезнь.
  • Быть двуличным и льстивым - это болезнь.
  • Стремиться к приобретению посредством обмана - это болезнь.
  • Если слишком болтлив, так, что тебе нельзя довериться - это болезнь.
  • Напившись допьяна, разнузданно распевать песни - это болезнь.
  • Ругаться по поводу ветра и дождя - это болезнь.
  • Говоря злые речи, желать погибели - это болезнь.
  • Поучать людей делать аборты - это болезнь.
  • Вмешиваться в чужие дела - это болезнь.
  • Подглядывать тайно в отверстия и щели - это болезнь.
  • Занимая, не помнить о необходимости вернуть - это болезнь.
  • Взять в долг и уклоняться от уплаты - это болезнь.
  • Поворачиваться спиной к речам, которые отличаются от твоей точки зрения - это болезнь.
  • Любить угнетение и жестокое обращение - это болезнь.
  • Приставать с заигрываниями и быть в этом назойливым - это болезнь.
  • В связи с заблуждениями наносить вред людям - это болезнь.
  • Шаря в гнезде, разбивать яйца - это болезнь.
  • Вырезать зародыш и расчленять тело - это болезнь.
  • Причинять вред водой и огнём - это болезнь.
  • Смеяться над слепыми, глухими и немыми - это болезнь.
  • Побуждать людей выйти замуж или жениться - это болезнь.
  • Побуждать людей совершать нападение - это болезнь.
  • Подстрекать людей делать зло - это болезнь.
  • Покидать любимых из-за несчастья в доме - это болезнь.
  • Навлекать беду, нарушая закон-дао - это болезнь.
  • Увидев, тут же стремиться к обладанию - это болезнь.
  • Силой отнимать принадлежащее другим - это болезнь.

Лао-Цзюань говорит:

Если способен, читая и помня, устранить эти сто болезней, тогда не будет бед и усталости. Боль и болезнь пройдут сами собой. Ты переправишься через море страданий, и если сложности и опасности возникнут у детей и внуков твоих, то они обретут помощь свыше.

Лао-Цзюнь. Восхваление ста лекарств


Лао-Цзюань говорит:

Если способен, читая и помня, устранить эти сто болезней, тогда не будет бед и усталости. Боль и болезнь пройдут сами собой. Ты переправишься через море страданий, и если сложности и опасности возникнут у детей и внуков твоих, то они обретут помощь свыше.

ВОСХВАЛЕНИЕ СТА ЛЕКАРСТВ

Лао-Цзюань молвит:

С древних времён человек мудрости, совершенствуясь, мог продвигаться по этому пути лишь малыми шагами. А в прегрешениях он менялся к худшему лишь через мельчайшие движения. То, посредством чего он был способен действовать, можно назвать вкушением лекарств. Приведём эти сто лекарств.

  • Соблюдение норм ритуала в движении и покое - это лекарство.
  • Податливость тела и мягкость характера - это лекарство.
  • Милосердие в действиях и гармония в сердце - это лекарство.
  • Соблюдение ритма в движениях и паузах - это лекарство.
  • Устремление к моральной силе и отстранение от себя соблазнов плоти- это лекарство.
  • Избавление от желаний в сердце- это лекарство.
  • Довольствуясь своей судьбой, воспринимать всё как должное-это лекарство.
  • Не брать того, что достаётся тебе сверх положенного - это лекарство.
  • Преодолевая гнев, сохранять любовь - это лекарство.
  • Стремиться к непринуждённому и свободному взаимодействию - это лекарство.
  • Желать людям счастья - это лекарство.
  • Спасать в беде и помогать в трудностях - это лекарство.
  • Перевоспитывать глупых и наивных - это лекарство.
  • Призывать к исправлению склоняющихся к смуте - это лекарство.
  • Предостерегать и увещевать молодых и неопытных - это лекарство.
  • Наставлять и просвещать заблудших и ошибающихся - это лекарство.
  • Помогать старым и слабым - это лекарство.
  • Использовать силу, чтобы помогать людям - это лекарство.
  • Сочувствовать обездоленным, жалеть одиноких - это лекарство.
  • Быть милостивым к бедным, помогать просящим подаяние - это лекарство.
  • Имея высокое положение, дружить с простыми людьми - это лекарство.
  • Быть скромным и уступчивым в разговоре - это лекарство.
  • С почтением и уважением относиться к младшим по рангу - это лекарство.
  • Не требовать возвращения старых долгов - это лекарство.
  • Искренне и с верой сочувствовать и утешать - это лекарство.
  • Говоря конкретно, быть прямым и искренним - это лекарство.
  • Радуясь прямоте, пользоваться и искривлением - это лекарство.
  • Не спорить об истинном и ложном - это лекарство.
  • Сталкиваясь с агрессией, не реагировать грубо - это лекарство.
  • Претерпев позор, не хранить обид - это лекарство.
  • Развивать стремление к добру и уходить от зла - это лекарство.
  • Отказываясь от красивого, брать безобразное - это лекарство.
  • Отказываясь от многого, брать малое - это лекарство.
  • С восхищением относиться к добродетели мудрых - это лекарство.
  • При встрече с мудрецом обращать критический взгляд на себя - это лекарство.
  • Не проявлять себя, выставляя напоказ - это лекарство.
  • Отвергать заслуги и брать на себя труд - это лекарство.
  • Не хвастаться своими устремлениями к добру - это лекарство.
  • Не скрывать чужих заслуг - это лекарство.
  • Не досадовать при тяжёлой работе - это лекарство.
  • Воспринимая реальность, хранить прочность веры - это лекарство.
  • Скрывать тайное стремление ко злу - это лекарство.
  • Будучи богатым, представлять себя нищим - это лекарство.
  • Почитая продвижение других людей, побеждать себя - это лекарство.
  • Не относиться к самому себе слишком уважительно - это лекарство.
  • Радоваться достойным поступкам других людей - это лекарство.
  • Не стремиться к разврату в половой жизни - это лекарство.
  • В процессе обретений и потерь смотреть на самого себя со стороны - это лекарство.
  • Скрывая внутренние силы, совершать милосердные действия - это лекарство.
  • Не ругать ничего живого - это лекарство.
  • Любить говорить добрые слова - это лекарство.
  • За беды и болезни возлагать вину на самого себя - это лекарство.
  • Сталкиваясь с трудностями, не уклоняться и не отказываться - это лекарство.
  • Делая благо, не надеяться на воздаяние - это лекарство.
  • Желать людям исполнения их стремлений - это лекарство.
  • Быть в сердце спокойным, а в мыслях пребывать как в храме - это лекарство.
  • В сердце безмятежность, а в мыслях устойчивость - это лекарство.
  • Не помнить старого зла - это лекарство.
  • Исправляя заблуждения, избавляться от зла - это лекарство.
  • Услышав порицание, принять его как стимул к изменению - это лекарство.
  • Не вмешиваться в чужие ситуации - это лекарство.
  • В гневе и раздражение контролировать себя - это лекарство.
  • Разрешать в мыслях интеллектуальные проблемы - это лекарство.
  • Оказывать почтение по отношению к пожилым людям - это лекарство.
  • И за закрытой дверью, в уединении строго блюсти себя - это лекарство.
  • Воспитывать в себе почтение к старшим и любовь к младшим - это лекарство.
  • Искоренять зло и поощрять добро - это лекарство.
  • В чистоте и честности довольствоваться своей судьбой - это лекарство.
  • В помощи людям хранить верность - это лекарство.
  • Помогать во время солнечных и лунных затмений - это лекарство.
  • Бороться с ревностью и побеждать сомнения - это лекарство.
  • Быть спокойным, непринуждённым и великодушным - это лекарство.
  • Думать о духовности и помнить о пути - это лекарство.
  • Чтить и возвышать тексты мудрецов - это лекарство.
  • Побуждать к достижению мудрости - это лекарство.
  • Выполняя трудную задачу, не томиться этим - это лекарство.
  • Чтить Небо и уважать Землю - это лекарство.
  • Оказывать почтение и уважение по отношению к трём светилам - это лекарство.
  • Хранить безмятежность покоя в отсутствии стремлений - это лекарство.
  • Быть контактным, покладистым, скромным и уступчивым - это лекарство.
  • Любить жизнь и ненавидеть убийство-гибель - это лекарство.
  • Не стремиться к накоплению большого богатства - это лекарство.
  • Не нарушать заповедей и запретов - это лекарство.
  • Честность, бескорыстность, верность и вера - это лекарство.
  • Не жаждать богатства - это лекарство.
  • Не жечь горных деревьев - это лекарство.
  • Если пуста колесница, помочь подвезти чужой груз - это лекарство.
  • Прямо критикуя, сохранять верность и веру - это лекарство.
  • Радоваться тому, что человек обладает моральной силой - это лекарство.
  • Стремиться помогать обездоленным - это лекарство.
  • Нести тяжесть вместо пожилого человека - это лекарство.
  • Искоренять эмоции, избавляться от любви - это лекарство.
  • Быть добрым в сердце и сострадательным в мыслях - это лекарство.
  • Находить радость в том, чтобы призывать людей делать добро - это лекарство.
  • Пользуясь богатством, творить милосердие - это лекарство.
  • Пользуясь высоким положением, творить добрые дела - это лекарство.

Лао-Цзюань молвит:

Это и есть сто лекарств. Болезнь возникает у человека в связи с ошибками и грехами, которые он совершает, не осознавая их сути и не видя истинных причин. Как следствие этого появляются недуги. А непосредственные причины состоят в воздействии питья, пищи, ветра, холода, тепла, дыхание-ци которых вызывает болезнь. Так, как человек нарушает законы и не сообразуется с истиной, его дух-шэнь приходит в состояние, при котором души-хунь исчерпываются, а души-по погибают. А если их нет в телесной форме, тогда материальная оболочка становится пустой, так как в ней не удерживается семя-цзин и дыхание-ци. Потому-то внешние воздействия ветра и холода способны поразить организм. Именно в связи с этим человек мудрости, даже пребывая в неизвестности отшельничества, не осмеливается совершать неправильные действия. Даже занимая великие должности, он не осмеливается извлечь из этого выгоду. Он соразмеряет свою телесную форму с одеждой, которую носит. Питается лишь в меру потребности организма. Будучи богатым и знатным, не потакает своим желаниям. Даже если он беден, и положение его убого, он не осмеливается нарушать заповеди. Потому извне ничто не может причинить ему вреда и изнутри его не поражают болезни. Так разве можно не относиться к этому серьёзно.




05 февраля 2011, 20:02
№ 1100 болезней
Считаю это нужно знать. Спасибо
Ladycha
15 декабря 2012, 18:46
№ 2100 болезней
Если все болезни у людей от ошибок и грехов,тогда от чего болеют животные?

Грех – это, скорее, западное понятие. Тут нас накрывают издержки перевода. В китайской системе мира есть лишь Ци и ее течение. Надо четко понимать, что определенное неправильное течение Ци в канале Почек, к примеру, характеризуется ДВУМЯ факторами:

- страхи, т.е. болезни духа
- болезни мочеполовой системы (в основном), проблемы поясницы, коленей и т.п. (не будем углубляться), т.е. болезни тела

Так вот, если человек часто испытывает страх и не умеет им управлять, то неизбежно случится болячка из списка неполадок в канале Почек. Если же у человека сначала ломается тело, то непременно за этим последует и дух, т.е. начнутся страхи, панические атаки и проч. Таким образом, мы имеем ОДИН процесс – неправильное течение Ци в канале Почек, который всегда выражается сначала в одном, а потом и в другом (тело и дух). Что делает обычный человек, когда ломается тело? Идет ко врачу. И лечится. А что он делает, когда ломается дух? Забивает с прибором. Кто будет лечить свой дух, если ему чуть страшнее жить на свете, чем другим? Да никто. А вот когда энурез накроет, тогда – да, тогда мы сразу побежим в поликлинику.

С точки зрения китайцев, не лечить дух (когда его поломка сигнализирует о уже случившемся общем сбое, который будет только нарастать, и все кончится прямой болячкой) – маразм. Можно сказать и грех. Это кто как привык.

Животные ничем от людей не отличаются. Они прекрасно проявляют страх, агрессию, заботу, преданность, любовь, печаль, etc. Привязанность собаки к хозяину и ее безразмерная печаль после его ухода (от нее или вообще в мир иной) с легкостью сведут животное в могилу. Думаю, в детстве все смотрели «Белый Бим Чёрное ухо».

Адрес заметки: http://zubova.com/post_1295708419.html