.

Сторонний Взгляд: Загадка Происхождения Акупунктуры


Сторонний Взгляд Загадка Происхождения Акупунктуры

"Остаётся нерешённой удивительная загадка - как эти локусы были идентифицированы китайскими врачами два тысячелетия назад". Лу Гвей-Дьен и Джорж Нидхем "История и сущность акупунктуры и прижигания".

Щелкая мышкой на просторах интернета, натолкнулась на интересную статью. Я не буду приводить ее полностью, потому как многое из того, что в ней есть, уже было мной писано. Приведу лишь часть, относящуюся к удивительно вменяемым логическим построениям западного ума о происхождении акупунктуры.

В статье доступно разбирается вопрос, насколько вероятно предположение, что возникновение акупунктуры объясняется теорией "случайного укола". Эта теория предполагает, будто точки были открыты случайно в результате нанесения ритуальных татуировок, случайного укола или ранения и прочей чуши. Этот момент принципиально важен, ведь именно так объясняют правду жизни на Западе, и именно поэтому отвергается меридианальная теория: будто бы открытые точки лишь потом объединили в условные линии (меридианы, каналы), и оттого глупо следовать законам инь-ян, у-син и т.д. Лечат, якобы, просто точки, а о дисбалансе энергий говорить ненаучно и глупо.

Итак, читайте статью, опубликованную в The American Journal of Chinese Medicine и любезно переведенную Владимиром Вольфсоном на великий и могучий.

Гипотезы об открытии акупунктурных точек и каналов

Что представляет собой теория, лежащая в основе акупунктуры? Она описывает сложную сеть каналов по которым циркулирует Ци. Большая часть каналов не идет прямо, а образует зигзаги, петли, перекрещивается с другими каналами, каждый из 12-ти основных каналов имеет многочисленные ветви. Таким образом представлена чрезвычайно сложная система, причем все эти каналы и точки невидимы!

Ход каналов и расположение акупунктурных точек, так же, как их физиология и патология описаны с большой точностью и подробностью уже в каноне Желтого императора.


Каким же образом была обнаружена эта система, в основе которой не лежат никакие видимые структуры?


Наиболее распространенная гипотеза о возникновении акупунктуры, основанная на легендах, - это гипотеза "случайного укола". Она заключается в том, что в результате случайного укола или ранения стрелой в ряде случаев достигался лечебный эффект. Накопление таких случаев привело к открытию акупунктурных точек, а затем изучение связи между точками привело к открытию каналов.


Насколько такое предположение можно считать реальным?


Если считать, что площадь акупунктурной точки равна 5 квадратным миллиметрам (8),а как известно, площадь поверхности тела взрослого человека составляет в среднем 1,6 квадратных метра,то отношение площади точки к площади поверхности тела составляет 1 : 320.000. В настоящее время известно 361 наименование акупунктурных точек,расположенных на каналах,52 из них находятся по средней линии тела,а остальные 309 симметричны.


То есть вероятность оказания лечебного эффекта при случайном уколе составляет 1 : 320000 в том случае,если нужная точка расположена посредине тела,или 1 : 160.000 при симметричном расположении точек.


Для обнаружения всех 361 акупунктурных точек методом случайного укола потребовалось бы сделать около 40.000.000 проб.


Допустим, что для исцеления какого-либо заболевания необходимо сочетание трех точек, и определяются они случайным образом. Для их определения потребовалось бы проверитъ примерно 7х1014 комбинаций.


Нетрудно прийти к выводу, что требовалась бы кропотливая научная работа по учету всех раненых и уколотых, излеченных от тех или иных заболеваний в течение многих тысячелетий, чтобы найти все точки акупунктуры и определить показания к их применению.


Таким образом, при элементарных математических рассчетах теория случайного нахождения акупунктурных точек оказывается маловероятной. Но допустим, что это произошло и были найдены акупунктурные точки. Каким образом были обнаружены каналы? В западной медицине подвергается сомнениию реальное существование каналов. Термин "меридианы", то есть условные линии, общепринят в западной литературе... В коммунистическом Китае в 60-х годах было издано "Руководство по современной Чжэн Цзю терапии". Автор учебного пособия – профессор Пекинского института Чжэн Цзю терапии Чжу Лянь, полностью отбрасывает теорию каналов и соединяет точки, в том числе из различных каналов, прямыми линиями (9).


Но теория энергетических каналов является основополагающей в китайской медицине. В " Трактате Желтого императора" и других древних источниках часто обсуждается применение воздействия на те или иные каналы без упоминания точек. В Лин Шу написано: "Из всех принципов акупунктуры начальным является существование основных каналов" (6). . Пока не найдено никаких археологических или иных источников, в которых упоминались бы акупунктурные точки, но не были бы упомянуты каналы. Как раз наоборот: при археологических раскопках были обнаружены тексты с указанием каналов, но без упоминания акупунктурных точек (2). Поэтому в последнее время больше склоняются к предположению о том, что вначале были обнаружены каналы, а уж затем – акупунктурные точки (7). В этом случае еще труднее представить себе, как можно было в глубокой древности обнаружить и подробно описать невидимую сеть каналов, не имея для этого никаких инструментов и способов исследования. Высказывается предположение о том, что открытие каналов могло произойти в результате внутреннего видения, возникающего при медитации или упражнениях связанных с сексуальной культивацией (7, 10). Однако это предположение маловероятно, учитывая чрезвычайную сложность системы каналов.


Существуют ли какие-либо научные доказательства реальности системы каналов и акупунктурных точек, описанной как единое целое, кроме эффективности метода акупунктуры?


В 50-х годах прошлого века было обнаружено, что акупунктурные точки обладают пониженным электрическим сопротивлением (11, 12). С тех пор этот факт был подтвержден множеством научных работ, проведенных с применением самых совершенных методов исследования. Величина сопротивления акупунктурных точек варьирует от 5-ти до 50-ти килоом, тогда как в других участках эта величина равна 0,5 - 3 мегаом (13, 14, 15). В связи с этим интересно привести цитату из книги "Лин Шу", написанной не позднее, чем 2000 лет назад: "То,что мы называем акупунктурными точками,относится к местам в которых ни кожа, ни мышцы, ни кости не препятствуют Ци и его движению внутрь и наружу."(5). Иными словами, точки – это места с пониженным сопротивлением движению энергии!


В ряде экспериментов получены первые положительные результаты, подтверждающие реальное существование каналов. Правда, эти результаты еще не являются достаточно убедительными (16, 17).


Таким образом, реальное существование точек, описанных несколько тысяч лет назад, было подтверждено современной наукой.


Научное подтверждение существования акупунктурных точек, которые в теории всегда рассматривались в неразрывной связи с каналами, снимает пелену мистики и свидетельствует в пользу реального существования всей системы.


Была ли эволюция акупунктурной теории?

В развитии любой области знаний предполагается естественная эволюция. Поэтому исследователи истории акупунктуры пытаются проследить ее развитие, то есть обнаружить примитивное состояние акупунктурной теории, которая постепенно усложнялась и усовершенствовалась. Например, Лу Гвэй Дьен и Дж.Нидхем (2) приводят таблицу постепенного увеличения числа акупунктурных точек в различные исторические периоды. Так, в "Нэй Цзин" хотя и называется число 365 точек, но в самом тексте описано всего 160 их наименований, то есть 44% от общего числа точек, известных в настоящее время. Правда,если учесть акупунктурные точки,лишь упоминаемые в тексте, но подробно не описанные в нём, то эта цифра увеличивается до 80% (2).


"Нэй Цзин" не является систематическим учебником акупунктуры и не претендует на полное описание точек. Гораздо большее внимание в этой книге уделяется подробному описанию каналов. Кроме того, известно, что значительное число акупунктурных точек редко применяется в практике. Например, в популярном современном учебном пособии, изданном Шанхайским колледжем традиционной медицины (Acupuncture. A Comprehensive Text), в основном тексте описано только 174 точки, а остальные 187 даны в приложении (18).


В "Трактате по акупунктурен", написанном в 282 году новой эры, который является по своей сути учебным пособием, описано уже 349 точек. Составитель этой книги Хуан Фу Ми (Huangfu Mi) указывает, что, кроме "Нэй Цзин", он пользовался книгой под названием: "Лечение тела человека иглоукалываием и прижиганием." Эта книга, как повидимому, и многие другие, не дошла до нашего времени (2).


В современных учебных пособиях описывается 361 точка, то есть число, приближающееся к указанному в "Нэй Цзин", - 365. Таким образом,пока не существует убедителъных доказательств существования прцесса постепенного обнаружения новых акупунктурных точек в историческом развитии.


Еще одна попытка продемонстрировать эволюцию акупунктурной теории основана на рукописях, найденных в ходе археологических раскопок. В начале 70-х годов был обнаружен могильный холм, названный Мавангдуи. Эта местность ранее находилось в королевстве Чу периода Воюющих государств , 480-221 до н.э. Найдено три захоронения, одно – маркиза Дай , два других – его жены и сына. В могиле сына, умершего в 168 году до н.э. в возрасте примерно 30 лет найдены многочисленные рукописи на бамбуке и шелке. Среди различных текстов, касающихся политики, военного дела, философии и других областей знаний, обнаружены медицинские записи. Они посвящены шаманским заклинаниям, травяным рецептам и простым хирургическим операциям. Там же найдены тексты с описанием каналов, но без указания акупунктурных точек. В этих текстах не упоминается и о связи каналов с внутренними органами, как это описано в "Нэй Цзин", и упомянуты только 11 из 12-ти основных каналов (2, 10).Найденные рукописи рассматривались как свидетельства существования раннего этапа развития акупунктуры когда уже были известны каналы , но ещё не было представления об акупунктурных точках( 2,10 ).


Рукописи, найденные при раскопках Мавангдуи, относятся ко второму веку до новой эры.К тому же периоду относится деятельность врача Шунь Ю И (216 – 150 г.г. до новой эры). Автор биографии этого врача – Сума Чьень,историк, живший в первом веке до новой эры, приводит найденные им в архивах 25 историй болезни из практики Шунь Ю И, а также его ответы имперскому суду на процессе по обвинению в допущении врачебных ошибок .


Из этих материалов однозначно вытекает, что врач, лечивший, среди прочих, и членов имперской семьи, использовал в своей практике множество акупунктурных точек и каналов, включая Восемь Чудесных Сосудов.Вот например часть его ответа суду ,касающаяся одного из учеников Шунь Ю И : " Я обучил его ходу основных каналов, циркуляции сосудов........ и соответствующим им пульсам .....и конечно я объяснил позицию акупунктурных точек." Поэтому трудно согласиться с предположениями о том, что рукописи, найденные при раскопках Мавангдуи,и относящиеся к тому же периоду, указывают на раннюю стадию развития акупунктурной теории, когда были известны 11 из 12-ти каналов,и не были известны акупунктурные точки. (2, 10). Скорее всего это разрозненные записи, не отражающие состояние акупунктуры на тот период. Действительно важно то, что материалы, найденные в ходе археологических раскопок, абсолютно достоверно подтверждают существование представления об акупунктурных каналах во втором веке до новой эры!


Недавно была опубликована научная работа,в которой с большой вероятностью показано,что знаки татуировки,обнаруженные на теле Тирольского оледеневшего человека (возраст мумии5200 лет) совпадают по расположению с классическими акупунктурными точками.Если это так,то возникновение акупунктуры уходит в древность почти недоступную исследованию и выходит из границ Китая.(19)


Заключение

Таким образом, в отличие от западной медицины, ученым не удается проследить ни происхождение, ни развитие акупунктурной теории. Появившись в своем полном виде не позднее второго века до новой эры, а скорее всего уходя в гораздо более глубокую древность, теория энергетических каналов и акупунктурных точек не претерпела с тех пор существенных изменений. С другой стороны, акупунктура получает все большее распространение как эффективный метод лечения, а теория энергетических каналов получает научное подтверждение. Трудно предположить, что данная теория, хотя и возникла в глубокой древности, является продуктом примитивной цивилизации. Даже в наше время, несмотря на все достижения современной науки, не удается обнаружить и понять систему энергетических каналов, хотя имеются все основания предполагать, что она действительно существует.


Возникновение учения об энергетических каналах и точках воздействия, на которых основана акупунктура, не укладывается в традиционную схему развития : от примитивного знания – к более совершенному. Существование этого учения трудно объяснить, не предположив, что оно является плодом высокоразвитой цивилизации. Акупунктура не единственное свидетельство возможности существования в глубокой древности знаний, опережающих современные. Например, как показывает физик Ф. Капра (F. Capra), представления о мире, высказанные в древних учениях Индии и Китая, более верно отражали действительность, чем представления, существовавшие в науке до начала ХХ века, то есть до появления теории относительности и квантовой физики (20).


Возможно, серьезное исследование учения об энергетических каналах могло бы открыть новые горизонты в понимании природы человека и в развитии медицины.


Статья опубликована в: The American Journal of Chinese Medicine,Vol.31,No.6,983-990,2003.
перевод Владимира Вольфсона
Dr.Vladimir Wolfson,
5 A Smolenskin st.Tel-Aviv 63415,Israel
E-mail:dr_wolfson@bezeqint.net
Tel.19335272644 Fax.19335274921

References

  1. Proceedings, National Institutes of Health Acupuncture Research Conference. DHEW Pub (NIH), 74-165/ Bethesda, MD: National Institutes of Health.1997
  2. Lu Gwei-Djen, J. Needham. Celestial Lancets. A History and Rationale of Acupuncture and Moxa. 1980. Cambridge University Press.
  3. The Yellow Emperor’s Classic of Internal Medicine. Translated, with an introductory study by Ilza Veith. 1972. University of California Press.
  4. Unschuld, Paul U., Medicine in China, A History of Ideas, 1985, University of California Press, Berkley, California.
  5. Ling Shu or The Spiritual Pivot, translated by Wu Jing-Nuan, 1993, The Taoist Center. Washington D.C.
  6. Dubrovin D. A. The Difficult Question of Classic Chinese Medicine. 1991. ASTA Press, Leningrad (Rus).
  7. Peter Deadman a. Mazin Al-Khafaji. A Manual of Acupuncture. 1998. Journal of Chinese Medicine Publications.
  8. Bossy, J. a. Sambuc. Acupuncture et systeme nerveux: Les acquis. Acupuncture et Medecine Traditionnelle Chinoise. 1989. Paris: Encyclopedie des Medicines Naturelles, IB-1.
  9. Ju Lian. A Manual of Modern Jen Zhu Therapy. 1959. Moscow (Rus).
  10. Discussions with Vivienne Lo. Recent Medical Discoveries in the Early Tombs of Chine. Journal of Chinese Medicine. 1998, N 56, p. 27-31.
  11. Brunet, R. a. Grenier, L. Presentation d’un nouvel Instrument, le Punctometre. Bulletin de la Societe d’Acupuncture, 1955, N 18, 17.
  12. Niboyet, J.E.H. Etude sur la Moindre Resistance Cutanee a l’Electricite de certains Points de la Pean dits “Points Chinois”. BSAC. 1961, N 39, p. 16-88.
  13. Pomeranz B. Scientific Basis of Acupuncture. In: Stux G, editor. Basics of Acupuncture. 1997. New York. Spring-Verlag, p. 30-32.
  14. Roppel, M., a. Mitchell, F. Jr. Skin Points of Anomalously Low Electrical Resistance: Current-voltage Characteristics and Relationships to Peripheral Stimulation Therapies. Journal of the American Osteopathic Association, 1975, 74, p. 877-878.
  15. Havarinen, J. a. Karlsson, M. Low Resistance Skin Points that may Coincide with Acupuncture Loci. Medical Biology, 1977, 55(2) p. 88-94.
  16. Darras J.S. et al. Nuclear Medicine Investigation of Transmission of Acupuncture Information. Acupuncture in Medicine, 1993, 11 (1), p. 22-28.
  17. Reichmanis, M., Marino, A.A. a. Becker, R. O.. Skin Condactance Variation at Acupuncture Loci. American Journal of Chinese Medicine . 1976.4. p. 69-72.
  18. Acupuncture. A Comprehensive Text. Shanghai College of Traditional Medicine. Translated and edited by John O’Connor and Dan Bensky, 1981, Eastland Press.
  19. L.Dorfer,M.Moser,F.Bahr,K.Spindler,E.Egarter-Vigi, S.Giullen,G.Dohr,T.Konnor.A medical report from the stone age ?Lancet.1999.354:1023-25
  20. Capra, F. The Tao of Physics. An Exploration of the Parallels Between Modern Physics and Eastern Mysticism. 1992, Flamingo.




Кто Первым Придумал Колоть Людей Иголками?


Кто Первым Придумал Колоть Людей Иголками?

По поводу причин и сроков зарождения иглоукалывания ведется много споров. Версии, выдвигаемые солидными учеными мужьями, заставляют биться в истерике любого здравомыслящего человека.

Чтобы здравомыслие восторжествовало окончательно, начинаем марафонский обзор идиотских версий происхождения иглоукалывания, напечатанных в солидных книжках, а под занавес приведем классическую китайскую притчу. Поехали.

1. Версия столпа нашей иглорефлексотерапии Д. М. Табеевой:

"Эффект иглоукалывания был обнаружен случайно, в процессе ритуальных татуировок, когда было замечено, что уколы в определенные точки неожиданно способствовали исчезновению некоторых болей или излечиванию ряда заболеваний".

2. Версия Майкла Рида Гейча, старательно повторяемая в своей книжке нашим спецом по точечному массажу В. Н. Фокиным:

"… солдаты, раненные на поле боя, сообщали о внезапном исчезновении симптомов болезней, которыми они страдали годами, - а в древности единственным оружием войны были камни и стрелы. Естественно, эти странные случаи сбивали с толку врачей (ага, воевали камнями, а квалифицированных врачей уже имели! мда…), которые не могли найти логическую связь между травмой и восстановлением здоровья…"

3. Г. В. Герман в своей книжке пишет:

"Добыча огня первобытным человеком, возможно, послужила толчком для развития метода прижигания. Чтобы выжить в тех условиях, первобытные люди должны были быть здоровыми и сильными. Вероятно, поэтому они, веруя в могущественную силу огня, начали прижигать раны, укусы или болезненные места, чтобы быстрее выздороветь… Однако сильное прижигание, так же как и массирование болезненных точек, сопровождалось болью, и, зная о том, что боль в момент прижигания способствует в дальшейшем уменьшению боли от раны или ушиба, люди, по-видимому, нашли другой, почти аналогичный способ уменьшения страданий. Они наносили болевое раздражение любым предметом, который попадался им под руку (камень, палка и т.д.), лишь бы уменьшить свои страдания".

Мрак, короче, непроглядный. И это солидные люди пишут!

Привожу обещанную классическую китайскую притчу о возникновении чжень-цзю:

Давным-давно, еще при императоре Фу Си (где-то 5000 лет назад) один из его подданных страдал ужасными головными болями. Ни днем, ни ночью не знал он покоя. Но вот однажды, во время обработки поля, он со всей дури врезал себе тяпкой по ноге.

Когда эхо устало повторять заученную нецензурщину, товарищ с удивлением обнаружил, что голова прошла. Смекалистые крестьяне из его деревни тоже стали лупить себя по ноге чем потяжелее, когда голова с перепою на утро мешала сажать рис.

Узнал об этой истории император, тот самый Фу Си. Парень он был не из глупых, потому решил, что не обязательно хреначить себе по ноге с таким усердием всяким на голову больным крестьянам. Хромые инвалиды много риса не насажают и в закрома отчизны пользы не принесут.

И стал он искать менее травматичный путь к избавлению от головной боли. И в конце концов понял, что каменные иглы в определенной точке ноги действуют ничем не хуже тяпки. И удивился. И стал искать другие точки. И понеслось.




Легендарный Хуан-Ди снялся в Мумии III. Позор на его седины


Легендарный Хуан-Ди снялся в Мумии III. Позор на его седины

До недавнего времени личность знаменитого Желтого императора считалась ни разу не исторической. Ну, придумали китайцы себе сказку про великого героя, который рожден был от великого духа, сошедшего на его маму (ага, не только христианство о непорочном зачатии говорит), всяких демонов к ногтю прижимал, являлся одним из немногих бессмертных, впервые объединил весь Китай под своим крылом, стал первым в его истории императором, ввел единую письменность, денежную систему, а также систему мер и весов, накорябал первый уникальный талмуд по иглоукалыванию, развил всяческие искусства, построил Великую Китайскую стену и прочая и прочая. Когда же ему все опостылело, вознесся на небо.

Ну и что?

А то, что нашли в 1974 году его гробницу и ту самую Терракотовую армию, про которую сказители упоминали…

Почесав под головными уборами, незадачливые ученые покопались то ли в архивах, то ли вокруг гробницы, и нашли скрижали биографа великого и ужасного Цинь Шихуанди. Теперь легендарный Желтый Первопредок (ибо он считается еще и прародителем всех китайцев) превратился во вполне конкретную историческую фигуру.

Желтым он назывался не оттого, что был самым желтым среди своих соплеменников желтой расы. Хуан-ди означает как "желтый император, так и "августейший император, и вообще есть подозрение, что желтый – суть золотой, огненный, как солнце. Правда, есть и версия, что желтый – цвет стихии Земли, а она, как известно, - центральный элемент У-Син (системы пяти элементов), то есть перевод звучит как "император центра [мира].

Не забудем: молва гласит, что после ожесточенных войн за объединение Китая и приведение этого единого Китая к единому культурному, языковому и денежному знаменателю, Желтый оставил трон и занялся самосовершенствованием и с помощью святых и бессмертных, в конце концов, поднялся на Небо. Мало того, постепенно занял там достойное место, став одним из пяти Небесных императоров, центральной фигурой среди них, поскольку он Желтый.

Крут, короче, чувак был безмерно. У нас таких легендарных особ и не сыскать. Александр Невский бледной молью прячется по шкафчикам и доедает тевтонскую шубку. Петра I со своей форточкой сквозняком выдувает.

А все оттого, что Хуан-ди создал не просто территорию "Китай, он создал ИДЕЮ Поднебесной. Согласитесь, это несколько больше, чем пускать кишки конкурентам.

Если уж совсем начистоту, то конкурентов у него и нет. Он один такой умопомрачительно прекрасный герой. И китайцы его очень любят.

Только когда снимали третью "Мумию не очень-то подумали, что записывать этого фактически бога в плохиши – большая, блин, ошибка. И китайский прокат провалился… Странно, что Джет Ли так опоганился перед соотечественниками, скорее всего, денег дали много. Ну да бог с ним.

Я все про Желтенького. Его "Трактат Желтого императора о внутреннем или "Хуан-ди нэй-цзин является самым древним, сохранившемся до настоящего времени, классическим трудом по вопросам китайской медицины. И только ленивый из других древних врачей, писавших свои труды на медицинскую тему, не цитировал его в своих премудрых книжках.

Вот так-то. Считай, вся акупунктура на Хуан-ди выросла. Спасибо ему.

Ну а те, кто заинтересовался, могут найти "Трактат о внутреннем в сети. Виногродский уже все перевел. Его, правда, ругают, что, мол, врачебной понимабельности текста не хватает, но нам, сирым, китайского не знающим, стоит воспринимать сей труд, как манну небесную. Ибо Виногродский - хоть и не врач, но китаевед выдающийся.





Прыг: 01