.

Внутренний Поддерживающий Сосуд Инь-вэй-май


Внутренний Поддерживающий Сосуд Инь вэй май

Ход сосуда Инь-вэй-май:

    Сосуд Инь-вэй-май начинается в области груди и живота, которая является "местом пересечения всех Инь-каналов" (ЩЩ З-Зс). Ци сосуда выходит на поверхность в точке Чжу-бинь R.9,поднимается по внутренней поверхности нижней конечности до живота, далее идет вместе с ножным тай-инь каналом селезенки на расстоянии 4 цуня кнаружи от передней срединной линии до точки Ци-мэнь F.14, пересекаясь с ножным цзюэ-инь каналом печени, проходит по грудной клетке и соединяется с сосудом Жэнь-май в точках Тянь-ту VC.22 и Лянь-цюань VC.23, поднимается до места кпереди от макушки, где и заканчивается.
  • Канон "Нань цзин" (Канон трудностей): "Инь-вэй[-май] начинается в "месте пересечения всех Инь-каналов".
  • "Ши сы цзин фа хуэй" (Проявления четырнадцати каналов, 1341 г.): "Инь-вэй[-май] связывает все Инь [-каналы]. Этот сосуд начинается в "месте пересечения всех Инь-каналов". Ци сосуда появляется в точке-щели Инь-вэй [-май], которая называется Чжу-бинь [R.9], пересекается с ножным тай-инь [каналом селезенки] в Фу-шэ [RP.13], Да-хэн [RP.15] и Фу-ай [RP.16], пересекается с ножным цзюэ-инь [каналом печени]в Ци-мэнь [F.14], пересекается с сосудом Жэнь-май в Тянь-ту [VC.22] и Лянь-цюань [VC.23]".
  • "Ци цзин ба май као" (Исследование восьми необычных каналов, 1578 г.): "Инь-вэй [-май]начи-нается в "месте пересечения всех Инь-каналов ". Этот сосуд появляется в точке Чжу-бинь [R.9] ножного шао-инь [канала почек], которая является точкой-щелью Инь-вэй [-май], расположена между мышцами икры на 5 цуней вверх от внутренней лодыжки, поднимается по внутренней поверхности бедра, идет вверх и выходит в нижнюю часть живота, в точке Фу-шэ [RP.13]пересекается с ножными [каналами]тай-инь, цзюэ-инь, шао-инь и ян-мин [селезенки, печени, почек и желудка], поднимается и пересекается с ножным тай-инь [каналом селезенки] в Да-хэн [RP.15] и Фу-ай [RP.16], идет по ребрам, пересекается с ножным цзюэ-инь [каналом печени] в Ци-мэнь [F.14], поднимается по груди, диафрагме и горлу, соединяется с сосудом Жэнь-май в Тянь-ту [VC.22] и Лянь-цюань [VC.23], доходит до места перед макушкой и заканчивается".

Функции:

Значение иероглифа "вэй" названия сосуда Инь-вэй-май — "связывать". Основной функцией этого сосуда является "связывание" всех Инь-каналов и сосуда Жэнь-май, а также регулировка в них состояний недостатка и избытка, то есть способность вбирать в себя излишек Ци и крови при избытке и отдавать их при недостатке. Сосуд Инь-вэй-май "управляет" внутренним. Чжан Юаньсу (1151 — 1234 гг.) писал: "Питательная Ци относится к Инь, управляет внутренним. Когда патогенная Ци проникает в сосуд Инь-вэй-май, — болезнь внутри, поэтому и возникает мучительная боль в области сердца".

Точки пересечения:

Чжу-бинь R.9
Чун-мэнь RP. 12
Фу-шэ RP.13
Да-хэн RP.15
Фу-ай RP.16
Ци-мэнь F. 14
Тянь-ту VC.22
Лянь-цюань VC.23

Болезни:

Боль в грудной клетке, в области сердца, в животе, чувство переполнения в подреберье и другие проявления внутренних синдромов.
  • Канон "Нань цзин" (Канон трудностей): "Болезнь Инь-вэй [-май] — мучительная боль в области сердца".
  • Канон "Май цзин" (Канон пульса, 242 г.): "... мучительная боль в грудной клетке, чувство переполнения в подреберьях, боль в области сердца".

Приведено по книге Белоусова П.В. "Система каналов и коллатералей китайской медицины"

Некоторые полезные сведения о данном сосуде, здесь не указанные, приводятся в статье "Чудесные сосуды: подробная характеристика".




Опоясывающий Сосуд Дай-май


Опоясывающий Сосуд Дай май

Ход сосуда Дай-май

  • Сосуд Дай-май начинается в подреберье в точке Чжан-мэнь F.13, вместе с ножным шао-ян каналом желчного пузыря проходит через точки Дай-май VB.26, У-шу VB.27 и Вэй-дао VB.28, огибает туловище поперек спереди через живот и сзади через II поясничный позвонок (Мин-мэнь VG.4).
  • Канон "Лин шу": "Основной ствол ножного шао-инъ [канала почек] достигает подколенной ямки, ответвление идет к тай-ян и сливается с ним, поднимается до почек, в месте четырнадцатого позвонка выходит и соединяется с сосудом Дай-май".
  • Канон "Нань цзин" (Канон трудностей): "Сосуд Дай-май начинается в подреберье, делает оборот вокруг туловища".
  • "Ци цзин ба май као" (Исследование восьми необычных каналов, 1578 г.): "Сосуд Дай-май начинается в подреберье в точке Чжан-мэнь [F. 13] ножного цзюэ-инь [канала печени], вместе с ножным шао-ян [каналом желчного пузыря] проходит Дай-май [VB.26], У-шу [VB.27] и Вэй-дао [VB.28], делает оборот по животу и пояснице".

Функции:

Значение иероглифа "дай" названия сосуда Дай-май — "пояс". Этот сосуд огибает туловище поперек, словно пояс, связывая все ножные каналы, а также семь других сосудов системы восьми сосудов, поэтому основной его функцией является "связывание всех каналов".

Особо тесную связь Дай-май имеет с сосудами Ду-май, Жэнь-май и Чун-май.

Точки пересечения:

Чжан-мэнь F.13
Вэй-дао VB.28
Дай-май VB.26
Мин-мэнь VG.4
У-шу VВ.27

Болезни:

Вздутие и чувство переполнения в животе, слабость в пояснице, слабость и нарушение чувствительности в нижних конечностях, у женщин — нарушения менструального цикла, бели, выпадение матки.
  • Канон "Су вэнь": "При нарушении в сосуде Дай-май — онемение и нарушение подвижности стоп".
  • Канон "Нань цзин" (Канон трудностей): "При болезнях Дай-май — чувство переполнения в животе, слабость в пояснице, словно сидишь в воде".
  • "Ци цзин ба май као" (Исследование восьми необычных каналов, 1578 г.): "Из всех поднимающихся и опускающихся каналов в сосуд Дай-май сочится жар, возникает скопление холода и жара, происходит переполнение белых веществ, которые выделяются с мочой, текут непрерывно — это бели".

Взято из книги Белоусова П.В. "Система каналов и коллатералей китайской медицины"




Поднимающийся Сосуд Чун-май


Поднимающийся Сосуд Чун май

Ход сосуда Чун-май

Согласно записям в древних книгах, линии прохождения сосуда Чун-май сравнительно запутанны. В целом можно выделить пять ветвей сосуда Чун-май:

  • Первая ветвь изнутри нижней части живота выходит на поверхность в точке Ци-чун Е.ЗО, поднимается вместе с ножным шао-инь каналом почек на расстоянии 0,5 цуня кнаружи от передней срединной линии, достигает грудной клетки и рассеивается.
  • Вторая ветвь от грудной клетки поднимается по горлу до носоглотки, огибает рот.
  • Третья ветвь начинается в матке, выходит в области точки Ци-чун Е.ЗО, идет по внутренней поверхности бедра, входит в подколенную ямку, идет по внутреннему краю большеберцовой кости, достигает места кзади от внутренней лодыжки, входит в подошву стопы.
  • Четвертая ветвь от внутреннего края большеберцовой кости наискось входит во внутреннюю лодыжку, достигает тыла стопы, идет до большого пальца стопы.
  • Пятая ветвь вместе с сосудом Жэнь-май начинается в матке, поднимается в позвоночнике.

Описание в канонах

  • Канон "Су вэнь": "Чун-май начинается в Гуань-юань [VC.4], поднимается прямо вверх по животу..."
  • Канон "Лин шу": "Чун-май — это „море пяти цзан-органов и шести фу-органов", все пять цзан-органов и шесть фу-органов получают [Ци и кровь сосуда Чун-май]. Его верхняя ветвь выходит в носоглотку, проникает во все Ян [-каналы], орошает всю квинтэссенцию Цзин.

    Его нижняя ветвь вливается в большую коллатераль шао-инь [почек], выходит в области паховой складки, идет по внутреннему краю Инь-стороны бедра, входит в подколенную ямку, опускается по внутреннему краю большеберцовой кости, достигает места сзади внутренней лодыжки и разделяется [на две ветви].

    Его опускающаяся ветвь идет с шао-инъ каналом [почек], просачиваясь в три [ножные] Инь [каналы ]. Его идущая вперед ветвь идет по тылу стопы, входит в промежуток большого пальца".

  • Канон "Лин шу": "Чун-май — это „море двенадцати каналов", вместе с большой коллатералью шао-инь [почек] начинается ниже почек, входит в области паховой складки, идет по внутреннему краю Инь-стороны бедра, входит в подколенную ямку, идет по внутреннему краю большеберцовой кости, идет с каналом шао-инь [почек], опускается и входит вместо сзади внутренней лодыжки, входит в подошву.

    Его ветвь наискось входит в лодыжку, выходит в тыл стопы, входит в промежуток большого пальца".

  • Канон "Лин шу": "Сосуды Чун-май и Жэнь-май начинаются в матке, поднимаются в позвоночнике, являются „морями каналов и коллатералей". Их поверхностные ветви снаружи поднимаются по животу, соединяются в горле, ответвляются и окружают рот по губам".
  • Канон "Нань цзин" (Канон трудностей): "Чун-май начинается в Ци-чун [Е.ЗО], идет вместе с ножным ян-мин каналом [желудка], поднимается с двух сторон от пупка, достигает груди и рассеивается".
  • "Ци цзин ба май као" (Исследование восьми необычных каналов, 1578 г.): "Чун [-май] — это „море каналов". Еще его называют „морем крови". Этот сосуд вместе с Жэнь-май начинается в нижней части живота в матке. Его поверхностная наружная ветвь начинается в Ци-чун [Е.ЗО], соединяется с ножными каналами ян-мин [желудка] и шао-инь [почек], поднимается по животу до Хэн-гу [R. 11], поднимается с двух сторон от пупка на расстоянии 5 фэней [от передней срединной линии], проходит Да-хэ [R.12], Ци-сюэ [R.13], Сы-мань [R.14], Чжун-чжу [R.15], Хуан-шу [R.16], Шан-цюй [R.17], Ши-гуань [R.18], Инь-dy [R.19], [Фу-]тун-гу [R.20], Ю-мэнь [R.21], достигает груди и рассеивается".

    Функции:

    Значение иероглифа "чун" названия сосуда Чун-май — "стратегически важный путь". Вверху он поднимается до головы, внизу опускается к ступням, пронизывая все тело, является стратегически важным путем, по которому осуществляется общее руководство Ци и кровью всех каналов. Чун-май регулирует состояние Ци и крови двенадцати каналов, поэтому имеет названия "море двенадцати каналов" "море пяти цзан-органов и шести фу-ор-ганов" и "море крови".

    Сосуд Чун-май начинается в матке, вместе с сосудом Жэнь-май относится к "сосудам матки", тесно связан с беременностью, родами и менструальным циклом, имеет названия "жилище крови" и "море крови". В каноне "Су вэнь" говорится: "Когда в сосуде Чун-май достаток [Ци], менструации происходят вовремя... когда в сосуде Чун-май нехватка и слабость [Ци], менструации истощаются". В каноне "Су вэнь" также описана связь сосудов Чун-май и Жэнь-май с 7-летними жизненными циклами у женщин.

    Источником функциональной активности сосудов Чун-май и Жэнь-май является Ци почек, в то же время состояние Ци почек тесно связано с состоянием Ци сосудов Чун-май и Жэнь-май. Почки хранят квинтэссенцию Цзин, управляют развитием и воспроизводством, "расцветают в волосах". В каноне "Лин шу" говорится: "У евнухов... поврежден сосуд Чун-май... нет достатка в сосудах Чун-май и Жэнь-май, есть Ци и нет крови... поэтому не растут борода и усы". Также считается, что содержание крови в сосудах Чун-май и Жэнь-май у мужчин выше, чем у женщин (женщины теряют кровь во время менструаций), именно поэтому у мужчин растут борода и усы, так как "волосы — это излишек крови".

    Точки пересечения:

    Хуэй-инь VC.1
    Ци-чун Е.ЗО
    Гуань-юань VC.4
    Ци-сюэ R.13
    Сы-мань R.14
    Чжун-чжу R.15
    Хуан-шу R.16
    Шан-цюй R.17
    Инь-цзяо VC.7
    Хэн-гу R.11
    Да-хэ R.12
    Ши-гуань R.18
    Инь-ду R.19
    Фу-тун-гу R.20
    Ю-мэнь R.21

    Болезни:

    Нарушения менструального цикла, женское бесплодие, маточные кровотечения, выкидыши, а также боль в грудной клетке и животе, одышка, ощущение стремительного поднятия газов (Ци) к области грудной клетки.
  • Канон "Су вэнь": "Когда в сосуде Чун-май достаток [Ци], менструации происходят вовремя-когда в сосуде Чун-май нехватка и слабость [Ци], менструации истощаются... Болезни Чун-май — аномальное поднятие Ци и ощущение стягивания в животе".
  • Канон "Лин шу": "Если в „море крови" образуется избыток, больному кажется, что тело его большое, он приходит в ярость, но не знает, что болен. Если в „море крови " образуется нехватка, больному кажется, что тело его маленькое, он подавлен, но не знает, что болен".
  • Канон "Нань цзин" (Канон трудностей): "... аномальное поднятие Ци, ощущение стягивания в животе".
  • Канон "Май цзин" (Канон пульса, 242 г.): "... боль в нижней части живота, поднимающаяся к области сердца... женское бесплодие, недержание мочи, чувство переполнения в подреберье".

    Взято из книги Белоусова П.В. "Система каналов и коллатералей китайской медицины"





Прыг: 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15
Скок: 10 20