.

Поднимающийся Сосуд Чун-май


Поднимающийся Сосуд Чун май

Ход сосуда Чун-май

Согласно записям в древних книгах, линии прохождения сосуда Чун-май сравнительно запутанны. В целом можно выделить пять ветвей сосуда Чун-май:

  • Первая ветвь изнутри нижней части живота выходит на поверхность в точке Ци-чун Е.ЗО, поднимается вместе с ножным шао-инь каналом почек на расстоянии 0,5 цуня кнаружи от передней срединной линии, достигает грудной клетки и рассеивается.
  • Вторая ветвь от грудной клетки поднимается по горлу до носоглотки, огибает рот.
  • Третья ветвь начинается в матке, выходит в области точки Ци-чун Е.ЗО, идет по внутренней поверхности бедра, входит в подколенную ямку, идет по внутреннему краю большеберцовой кости, достигает места кзади от внутренней лодыжки, входит в подошву стопы.
  • Четвертая ветвь от внутреннего края большеберцовой кости наискось входит во внутреннюю лодыжку, достигает тыла стопы, идет до большого пальца стопы.
  • Пятая ветвь вместе с сосудом Жэнь-май начинается в матке, поднимается в позвоночнике.

Описание в канонах

  • Канон "Су вэнь": "Чун-май начинается в Гуань-юань [VC.4], поднимается прямо вверх по животу..."
  • Канон "Лин шу": "Чун-май — это „море пяти цзан-органов и шести фу-органов", все пять цзан-органов и шесть фу-органов получают [Ци и кровь сосуда Чун-май]. Его верхняя ветвь выходит в носоглотку, проникает во все Ян [-каналы], орошает всю квинтэссенцию Цзин.

    Его нижняя ветвь вливается в большую коллатераль шао-инь [почек], выходит в области паховой складки, идет по внутреннему краю Инь-стороны бедра, входит в подколенную ямку, опускается по внутреннему краю большеберцовой кости, достигает места сзади внутренней лодыжки и разделяется [на две ветви].

    Его опускающаяся ветвь идет с шао-инъ каналом [почек], просачиваясь в три [ножные] Инь [каналы ]. Его идущая вперед ветвь идет по тылу стопы, входит в промежуток большого пальца".

  • Канон "Лин шу": "Чун-май — это „море двенадцати каналов", вместе с большой коллатералью шао-инь [почек] начинается ниже почек, входит в области паховой складки, идет по внутреннему краю Инь-стороны бедра, входит в подколенную ямку, идет по внутреннему краю большеберцовой кости, идет с каналом шао-инь [почек], опускается и входит вместо сзади внутренней лодыжки, входит в подошву.

    Его ветвь наискось входит в лодыжку, выходит в тыл стопы, входит в промежуток большого пальца".

  • Канон "Лин шу": "Сосуды Чун-май и Жэнь-май начинаются в матке, поднимаются в позвоночнике, являются „морями каналов и коллатералей". Их поверхностные ветви снаружи поднимаются по животу, соединяются в горле, ответвляются и окружают рот по губам".
  • Канон "Нань цзин" (Канон трудностей): "Чун-май начинается в Ци-чун [Е.ЗО], идет вместе с ножным ян-мин каналом [желудка], поднимается с двух сторон от пупка, достигает груди и рассеивается".
  • "Ци цзин ба май као" (Исследование восьми необычных каналов, 1578 г.): "Чун [-май] — это „море каналов". Еще его называют „морем крови". Этот сосуд вместе с Жэнь-май начинается в нижней части живота в матке. Его поверхностная наружная ветвь начинается в Ци-чун [Е.ЗО], соединяется с ножными каналами ян-мин [желудка] и шао-инь [почек], поднимается по животу до Хэн-гу [R. 11], поднимается с двух сторон от пупка на расстоянии 5 фэней [от передней срединной линии], проходит Да-хэ [R.12], Ци-сюэ [R.13], Сы-мань [R.14], Чжун-чжу [R.15], Хуан-шу [R.16], Шан-цюй [R.17], Ши-гуань [R.18], Инь-dy [R.19], [Фу-]тун-гу [R.20], Ю-мэнь [R.21], достигает груди и рассеивается".

    Функции:

    Значение иероглифа "чун" названия сосуда Чун-май — "стратегически важный путь". Вверху он поднимается до головы, внизу опускается к ступням, пронизывая все тело, является стратегически важным путем, по которому осуществляется общее руководство Ци и кровью всех каналов. Чун-май регулирует состояние Ци и крови двенадцати каналов, поэтому имеет названия "море двенадцати каналов" "море пяти цзан-органов и шести фу-ор-ганов" и "море крови".

    Сосуд Чун-май начинается в матке, вместе с сосудом Жэнь-май относится к "сосудам матки", тесно связан с беременностью, родами и менструальным циклом, имеет названия "жилище крови" и "море крови". В каноне "Су вэнь" говорится: "Когда в сосуде Чун-май достаток [Ци], менструации происходят вовремя... когда в сосуде Чун-май нехватка и слабость [Ци], менструации истощаются". В каноне "Су вэнь" также описана связь сосудов Чун-май и Жэнь-май с 7-летними жизненными циклами у женщин.

    Источником функциональной активности сосудов Чун-май и Жэнь-май является Ци почек, в то же время состояние Ци почек тесно связано с состоянием Ци сосудов Чун-май и Жэнь-май. Почки хранят квинтэссенцию Цзин, управляют развитием и воспроизводством, "расцветают в волосах". В каноне "Лин шу" говорится: "У евнухов... поврежден сосуд Чун-май... нет достатка в сосудах Чун-май и Жэнь-май, есть Ци и нет крови... поэтому не растут борода и усы". Также считается, что содержание крови в сосудах Чун-май и Жэнь-май у мужчин выше, чем у женщин (женщины теряют кровь во время менструаций), именно поэтому у мужчин растут борода и усы, так как "волосы — это излишек крови".

    Точки пересечения:

    Хуэй-инь VC.1
    Ци-чун Е.ЗО
    Гуань-юань VC.4
    Ци-сюэ R.13
    Сы-мань R.14
    Чжун-чжу R.15
    Хуан-шу R.16
    Шан-цюй R.17
    Инь-цзяо VC.7
    Хэн-гу R.11
    Да-хэ R.12
    Ши-гуань R.18
    Инь-ду R.19
    Фу-тун-гу R.20
    Ю-мэнь R.21

    Болезни:

    Нарушения менструального цикла, женское бесплодие, маточные кровотечения, выкидыши, а также боль в грудной клетке и животе, одышка, ощущение стремительного поднятия газов (Ци) к области грудной клетки.
  • Канон "Су вэнь": "Когда в сосуде Чун-май достаток [Ци], менструации происходят вовремя-когда в сосуде Чун-май нехватка и слабость [Ци], менструации истощаются... Болезни Чун-май — аномальное поднятие Ци и ощущение стягивания в животе".
  • Канон "Лин шу": "Если в „море крови" образуется избыток, больному кажется, что тело его большое, он приходит в ярость, но не знает, что болен. Если в „море крови " образуется нехватка, больному кажется, что тело его маленькое, он подавлен, но не знает, что болен".
  • Канон "Нань цзин" (Канон трудностей): "... аномальное поднятие Ци, ощущение стягивания в животе".
  • Канон "Май цзин" (Канон пульса, 242 г.): "... боль в нижней части живота, поднимающаяся к области сердца... женское бесплодие, недержание мочи, чувство переполнения в подреберье".

    Взято из книги Белоусова П.В. "Система каналов и коллатералей китайской медицины"




Все заметки категории "8 Чудесных сосудов"

Прыг: 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15
Скок: 10 20